?

Log in

No account? Create an account
Что такого? Пожала плечами...
Июль 3, 2010
10:13 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
СУББОТНЕЕ ЧТЕНИЕ.
Название - ЖЕНЩИНА, "СОЗДАВШАЯ" НАБОКОВА.
Автор - Сесар ВИДАЛ.




Её звали Вера, и она является подтверждением афоризму, согласно которому за спиной великого мужчины всегда стоит ещё более великая женщина. Родившаяся в Санкт-Петербурге в еврейской семье, принадлежавшей к высшему обществу, безгранично интеллигентная и образованная, она посвятила 52 года своей жизни своему мужу - Владимиру Набокову, которому прощала все измены, обвиняя в них себя. Она сделала все для того, чтобы его литературный гений стал известен всему миру, и спасла от огня рукопись "Лолиты". Её останки покоятся под надгробной плитой с эпитафией "Жена, муза и литературный агент".

С 1948 по 1959 год русский по происхождению профессор, которого звали Владимир Набоков, пользовался особенным влиянием в Корнуэльском Университете. Любопытно, особенно если принять во внимание проделанный им до этого путь, что эта известность имела отношение не к его литературной деятельности, а скорее к другим, несколько шокирующим, фактам. В отличие от других преподавателей литературы, Набоков любил громить произведения признанных писателей перед своими студентами и мог совершенно спокойно заявить, что "Братья Карамазовы" - плохой роман, или что Сервантес не был знаком с атмосферой, в которой разворачивались события "Дон Кихота". Утверждения подобного рода всегда выходили за рамки общепринятой точки зрения и, быть может, именно благодаря им писатель был особенно привлекателен для своих молодых учеников.

Тем не менее, больше всего комментариев вызывал тот факт, что Набоков никогда не появлялся на занятиях один. Автомобилем, на котором он приезжал в университет, управляла седовласая дама; лишь поставив машину на стоянку, она подавала Набокову руку и следовала за ним в аудиторию. Там она садилась в первом ряду или на кафедре, по левую руку от писателя. И в том и в другом месте таинственная дама сохраняла полнейшее молчание на протяжении всего занятия, в то время как профессор обращался к ней "мой ассистент" и просил выполнить специфические поручения: например, изобразить мелом на доске женскую голову или найти определенную страницу из произведения, которое Набоков комментировал. Эта утонченная женщина с необыкновенно белой кожей не замедлила превратиться в референта, необходимого в Корнуэле, а сплетен о ее истинной роли становилось все больше.

Конечно, все знали, что она была женой Набокова, но ее присутствие в аудитории объясняли по-разному. Некоторые студенты думали, что на самом деле она была матерью профессора, а не его женой. Другие утверждали, что она была своеобразным телохранителем и носила в сумочке пистолет, чтобы в случае необходимости применить его. Кто-то считал, что она просто представляла собой барьер для молоденьких студенток, пытающихся сблизиться с преподавателем. А так как иногда проверяла экзаменационные работы и несколько раз даже заменяла Набокова, читая вместо него лекции, то неудивительно, что всевозможные домыслы лишь росли.

Действительность же, тем не менее, была гораздо проще и одновременно бесконечно глубже, чем могли себе представить ученики и коллеги русского эмигранта.

Вера Слоним - именно такую фамилию носила до замужества эта особенная женщина - родилась в 1902 году в Санкт-Петербурге в богатой еврейской семье. В 1921 году, когда стало очевидно, что коммунистическая диктатура в России укрепляется, семья Веры покинула страну. Впереди их ждала полная приключений одиссея, которая вполне могла бы стать основой для приключенческого фильма. После бесконечных поездок по Европе, которая, казалось, могла со дня на день стать узницей большевистской революции, семья Слоним наконец поселилась в столице Веймарской республики - Берлине, одном из любимых городов эмигрантов из России. Именно в германской столице Вера познакомилась с Владимиром Набоковым, выходцем из семьи российских либералов, которую большевистская революция также заставила выбрать изгнание.

В отличие от остальных эмигрантов, Набоковы отнюдь не были сторонниками самодержавия, всегда выступали за умеренные реформы, которые могли бы привести к социальной и политической модернизации России, а Владимир Дмитриевич Набоков - отец писателя, входил в состав Временного правительства, образованного после февральской революции 1917 года. Было очевидно, что, как убежденных и образованных демократов, в России Ленина их могли ожидать лишь лагерь или пуля в затылок, и, вне всякого сомнения, Набоковы не были готовы смириться с подобной участью.

Вера была очарована Владимиром Набоковым. Кроме того, с самого начала их знакомства она поняла, что имеет дело с литературным гением, которому надо любой ценой помочь проявить весь тот талант, который сокрыт у него внутри. Вера не была женщиной, которую невежество или домашние заботы отодвигали на второй план в тени блестящего мужа. Действительность была прямо противоположной. Во время обучения в Сорбонне Вера зарекомендовала себя великолепной и многообещающей студенткой. Теперь же она, не раздумывая, оставила свою работу, чтобы целиком посвятить себя работе мужа, проза которого была тогда, по ее словам, "горячей и влажной". Все последующие годы Вера скрупулезно и педантично занималась перепечаткой, шлифовкой и сохранением страниц, выходивших из-под пера ее мужа. Она осознавала, что написанное им далеко от совершенства, но с ее помощью он достигнет неоспоримых высот.

Супружеская неверность.

Преданность Веры была абсолютно осознанной, и даже узнав в конце 30-х годов, что Владимир был ей неверен, она не раскаялась в своей верности ему. Напротив, Вера посчитала, что, если тот печальный эпизод и имел место, то только по ее вине, и решила исправить эту проблему с присущими ей мастерством и деликатностью. То, что ей это удалось, - вне всякого сомнения.

Вера смогла не только омолодить брак, который, казалось, рушился и шел семимильными шагами к полнейшему краху, но, кроме того, убедить Набокова, что такой поступок был лучшим из того, что он мог сделать. Действительно, сам Владимир воздал ей вполне заслуженную благодарность, сказав, что всем, что он имеет, он обязан ей и без нее он был бы ничем.




С сыном Дмитрием. Берлин, 1934 год.

Супружеская пара покинула Берлин в 1938 году, когда никто не сомневался в том, что очень скоро начнется вторая мировая война. Старый континент был достаточно ненадежным местом и становился опаснее с каждым днем. Вера убедила Владимира переехать в Нью-Йорк, открыв ему так путь к славе, пришедшей спустя два десятилетия. В Соединенных Штатах ее роль жены была много важнее, потому что она видела в Америке не столько место для спокойной жизни, сколько площадку, с которой произведения ее мужа начнут подниматься вверх. Даже когда эта неутомимая женщина заболела воспалением легких и должна была оставаться в постели, она перепечатывала на машинке написанное мужем, и ни разу не иногда долги просто душили семью. ????

Ценность того, что Вера смогла сделать для брака, возможно, кому-нибудь и кажется спорной - только не Владимиру Набокову, который, в прямом смысле этого слова, поклонялся жене и называл ее "моя волшебная сказка" - но то, чем обязана этой женщине история мировой литературы, – выше любой полемики.

Именно Вера спасла "Лолиту" от огня, когда Владимир, уставший бесконечно переделывать рукопись, решил уничтожить ее, бросив в камин. Именно она была за рулем "олдсмобиля", на заднем сидении которого и было задумано бессмертное произведение, и именно она правила сцены повествования о запретной любви. Безусловно, этот шаг дался Вере непросто. Женщина, противившаяся тому, чтобы ее знакомился с книгами Марка Твена, поскольку в них были грубые выражения, читала, вычитывала и печатала на машинке это произведение о нездоровой любви почти старого преподавателя к девочке. При экранизации романа различие, существовавшее между двумя главными героями произведения, смягчили, превратив тем самым Джеймса Мейсона в просто взрослого человека, а Сью Лайон в подростка, но оригинальный текст вступал - и так это поняла не только Вера, но и их современники - в утыканный шипами мир педофилии. Несмотря на все это Вера решила, что шедевр, подобный этому, заслуживал быть спасенным от огня. Кроме того, она, по собственному признанию, опасалась, что незавершенное произведение будет преследовать Владимира всю оставшуюся жизнь, а этого она просто не перенесла бы.

Литературный агент.

Эпизод со спасением "Лолиты" был, вне сомнения, не единственной неоценимой услугой, которую Вера оказала своему мужу. Среди обязанностей, с которыми она великолепно справлялась, было и управление автомобилем семьи, и обсуждение контрактов с издательствами, к чему она подходила с жесткостью, способной вызвать зависть у самых коварных и нечистых из литературных агентов, и даже собирание материала для некоторых будущих произведений (так, она, например, записала свои воспоминания, касающиеся первых лет жизни их сына, для того чтобы Владимир смог написать "Память, говори"). Если всего вышеперечисленного было мало, то можно добавить, что Вера занималась правкой рассказов, которые ее муж писал на немецком языке, редактированием итальянской поэзии, а когда ей было уже около восьмидесяти, она начала работать над переводом на русский язык "Бледного пламени".

Ее преданность, тем не менее, не ограничилась лишь литературной деятельностью. Она прекрасно понимала, что художника должно окружать полнейшее спокойствие, заботилась о каждой мелочи, которая могла сделать более удобной жизнь Владимира, даже нашла способ, благодаря которому бабочки, которых коллекционировал писатель, умирали как можно менее болезненно. Вера возлагала на себя обязанности, которые вызывали отвращение у ее мужа, но были необходимы для занятия литературным творчеством и для успеха.

В отличие от других мастеров, полагающих, что их способности заслуживают оказания всевозможных услуг и даже преклонения, Владимир ценил все, что делала для него Вера. Всю жизнь Владимир жаловался на свое одиночество, и, в какой-то степени, он был прав, но правдой было и то, что ему нравилось разговаривать, обсуждать, прогуливаться и смеяться только с Верой. Ее присутствие было столь необходимо для него, что он не мог ничем наслаждаться, если ее не было рядом. Однажды он даже позволил ускользнуть особо ценному экземпляру бабочки, потому как Вера не находилась с ним, чтобы разделить радость от этой ценной поимки.



Владимир Набоков умер в 1977 году, а Вера пережила его почти на 15 лет и ушла из жизни в 1991-ом. Все эти годы она не наслаждалась более чем заслуженным отдыхом. Напротив, она посвятила себя огромной работе, именно той, что все ждали от нее. Каждый перевод, каждое новое издание произведений Набокова было заботливо проверено вдовой, которая, кроме того, продолжала переводить книги своего мужа на другие языки, особенно на русский - язык, который она оставила в юности в знак непринятия диктатуры, угнетающей ее родину и приведшей к гибели десятков миллионов людей. В этом было больше дани памяти, нежели смысла; дани тому, кто был мужчиной всей ее жизни.

Совместная жизнь Набоковых может рассматриваться с разных точек зрения и не все из них, в действительности, будут положительными. Вне сомнения, не будет недостатка в тех, кто посчитает, что у Владимира была служанка, а не жена и потому его талант был своего рода паразитом на самоотверженной преданности Веры. Будет немало и тех, кто, с другой стороны, будет охвачены глубоким душевным волнением, подумав о женщине, занимавшей столько места в личной и профессиональной жизни писателя, достигнув почти полного симбиоза с ним.

Возможно, ни одна из этих точек зрения будет единственной правдой. Тем не менее, настоящая любовь стоит выше всевозможных предрассудков и клише, и никто не может отрицать того, что Владимир и Вера были бесконечно счастливы, за исключением редких случаев, на протяжении всех 52-х лет совместной жизни. А такое, признаемся в том, происходит далеко не со всеми.

Перевод InoСМИ.
-------------------------------------------
Ещё о Вере Набоковой мой пост:

http://jennyferd.livejournal.com/1207593.html

Tags: , , , ,

(11 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:samram111
Date:Июль 3, 2010 07:58 am
(Link)
Спасибо,интересные факты.
[User Picture]
From:boris_liebkind
Date:Июль 3, 2010 12:36 pm
(Link)
К "Лолите" многие относятся неоднозначно, считая роман порнографией, а его автора педофилом. То, что Вера Слоним - та самая женщина, которая спасла одно из самых великих произведений Набокова и даже принимала участие в правке интимных сцен, не может не впечатлять. В течение своей жизни и я относился по-разному к этому произведению: будучи юным, возмущался, а, достигнув зрелости, по-настоящему ощутил, каким великим психологом является Владимир Набоков (а сейчас знаю, что не только он). Спасибо!
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Июль 3, 2010 02:54 pm
(Link)
Меня в этом тексте привлекла фигура Веры Набоковой. Великолепная женщина, самоотверженная и для меня - обаятельная. Разве благодаря ей есть на свете только "Лолита"? Да и романы Владимира Набокова, его "Другие берега", его эссе...всё благодаря её трудам и помощи. Семейный климат, полный любви и понимания, - как это важно для творческого человека.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:boris_liebkind
Date:Июль 5, 2010 12:53 pm
(Link)
Его биография этого не подтверждает. Потому, видимо, и хотел сжечь. Жена воспрепятствовала. А вот другие этого не стеснялись - Чарльз Спенсер Чаплин, к примеру. И никто его особенно не осуждал, насколько мне известно...
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Июль 5, 2010 04:57 pm
(Link)
Борис Михайлович, если Чарли Чаплин имел привычку жениться на молодых женщинах, не говорит о его мнимой педофилии. Последней жене Уне было 17 лет, когда она влюбилась в пожилого уже тогда Чаплина, а их брак оказался долговременным, счастливым и многодетным. Какая уж тут педофилия?!

Думаю, педофилия применительно к Набокову, о которой здесь упомянули, - тоже абсолютный вымысел.
[User Picture]
From:boris_liebkind
Date:Июль 6, 2010 03:35 pm
(Link)
"Думаю, педофилия применительно к Набокову, о которой здесь упомянули, - тоже абсолютный вымысел."

Согласен. Но всё относительно (в том числе, женитьба на несовершеннолетней): у приближенных к природе человеческих племён вообще нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по родству. Нормы так называемой этики установлены людьми. Ими же они (придёт время) будут и отменены.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Июль 5, 2010 08:31 pm
(Link)
Плохо это или хорошо, но я поставила текст о достойнейшей талантливой женщине, бывшей полвека предметом обожания и безграничного уважения выдающегося писателя 20-ого века, писавшего на русском языке. Ни в коей мере я не рассчитывала, что обсуждение этого текста выродится в тему педофилии. Кстати, Набоков, кроме "Лолиты", написал ещё несколько значительных романов, множество рассказов, интереснейшие воспоминания "Другие берега". Надеюсь, Вам эти его произведения Вам тоже известны, как и "Лолита". Но Вас упорно интересует только одно - был ли Набоков педофилом или нет. Как будто Вы сами чрезвычайно озабочены этой проблемой.
[User Picture]
From:george_44
Date:Июль 7, 2010 07:01 pm
(Link)
простите. все убрал.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Июль 5, 2010 04:47 pm
(Link)
Думаю, Ваше утверждение не соответствует истине.
[User Picture]
From:nabludatell
Date:Июль 5, 2010 06:02 am
(Link)
Один писатель (эмигрант 70-х), говорил мне, что "лекции по русской литературе" ВВ были так же написаны Верой.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Июль 5, 2010 04:45 pm
(Link)
Да, есть и здесь упоминание, что Вере Набоковой иногда приходилось читать лекции за своего мужа. Повидимому, были тому причины. Но утверждать, что его лекции написаны женой, я бы ни в коем случае не стала. Он был не только выдающийся писатель, но и крупный специалист и знаток литературы.
http://world.lib.ru/editors/e/ewgenija_s/ Разработано LiveJournal.com