?

Log in

No account? Create an account
Сегодня день рождения Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 - 1967). В… - Что такого? Пожала плечами... — ЖЖ
Январь 27, 2012
02:28 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Сегодня день рождения Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 - 1967). В годы войны Эренбург был самым известным в СССР публицистом, он опубликовал 1700 статей, которые читали на фронтах, в тылу, за рубежом. Как образно говорили, солдаты Красной армии никогда не делали самокруток из тех газет, где были его статьи. Но Эренбург был бессилен поставить в советскую печать тему Катастрофы евреев, а также упомянуть в своих статьях о подвигах евреев в боях с фашистами. И потому ничего не вышло из благородного дела издания в СССР "Чёрной книги" - пронзительных душераздирающих документов, собранных Ильёй Эренбургом и Василием Гроссманом об убийстве евреев нацистами. Это был их совместный подвиг, огромная работа в последние годы войны.

Image Hosted by PiXS.ru

Публикую подборку стихов Эренбурга военных лет. Они стали известны спустя годы после окончания войны; многие напечатаны уже после смерти Ильи Григорьевича.


* * *
Бродят Рахили, Хаимы, Лии,
Как прокаженные, полуживые,
Камни их травят, слепы и глухи,
Бродят, разувшись пред смертью, старухи,
Бродят младенцы, разбужены ночью,
Гонит их сон, земля их не хочет.
Горе, открылась старая рана,
Мать мою звали по имени - Хана.
1941

БАБИЙ ЯР

К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим - туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы - овраги.
1944

* * *
В это гетто люди не придут.
Люди были где-то. Ямы тут.
Где-то и теперь проходят дни,
Не проси ответа, МЫ - одни.
Потому что у тебя беда.
Потому что на тебе звезда.
Потому что твой отец другой.
Потому что у других покой.
1944

* * *
За то, что зной полуденной Эсфири
Как горечь померанца, как мечту,
Мы сохранили и в холодном мире,
Где птицы застывают на лету,
За то, что нами говорит тревога,
За то, что с нами водится луна,
За то, что есть петлистая дорога,
И что слеза не в меру солона,
Что наших девушек отличен голос,
Не те глаза и выговор не тот
НАС БОЛЬШЕ НЕТ.
Остался только холод,
Трава кусается и камень жжёт.
1943

* * *
Есть время камни собирать,
И время есть, чтоб их кидать.
Я пережил все времена,
Я говорил: "На то война".
Я камни на себе таскал,
Я их от сердца отрывал.
И стали дни ещё темней
От всех раскиданных камней.
Зачем же ты киваешь мне
Над той воронкой, в стороне,
Не труженик и не пророк,
Простой дурашливый цветок?
1943

* * *
Ты видел этот ров. Ты всё узнал:
И города сожженного оскал,
И чёрный рот убитого младенца,
И ржавое от крови полотенце.
Молчи - словами не смягчить беды.
Ты хочешь пить, но не ищи воды.
Тебе даны не воск, не мрамор. Помни -
Мы в этом мире всех бродяг бездомней.
Не обольстись цветком: и он в крови.
ТЫ ВИДЕЛ ВСЁ. ЗАПОМНИ И ЖИВИ.

УБЕЙ!

Как кровь в виске твоем стучит,
Как год в крови, как счет обид,
Как горем пьян и без вина,
И как большая тишина,
Что после пуль и после мин,
И в сто пудов, на миг один,
Как эта жизнь — не ешь, не пей
И не дыши — одно: убей!
За сжатый рот твоей жены,
За то, что годы сожжены,
За то, что нет ни сна, ни стен,
За плач детей, за крик сирен,
За то, что даже образа
Свои проплакали глаза,
За горе оскорбленных пчел,
За то, что он к тебе пришел,
За то, что ты — не ешь, не пей,
Как кровь в виске — одно: убей!
1942

Tags: , , ,

(18 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:stroler
Date:Январь 27, 2012 01:23 pm
(Link)
"Бабий Яр" точно публиковался при жизни И.Г. Эренбурга. На него ссылался в своей гнусной статье "Об одном стихотворении" в "Лит.России" некто Дмитрий Стариков, долбая одноимённое стихотворение Евтушенко. На что Эренбург потом опубликовал коротенькое "Письмо в редакцию. Находясь за границей, я с некоторым опозданием прочитал номер "Литературной России" со статьёй Дм.Старикова "Об одном стихотворении". Считаю нужным заявить, что автор, цитируя мои стихи, намеренно обрывает их так, чтобы они соответствовали его мыслям и убеждениям - и не соответствовали моим. С почтением, Илья Эренбург"
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Январь 27, 2012 02:45 pm
(Link)
Спасибо, я немного подправила ... Не знаю, когда появился в печати "Бабий Яр", но другие стихи из мной здесь напечатанных проскальзывали в газете "Евреи в СССР" (по-моему, такое название) уже в начале 70-ых гг.
[User Picture]
From:sanyss
Date:Январь 27, 2012 02:44 pm
(Link)
Когда то зачитывался Эренбургом. "Люди, годы, жизнь" было для меня окном в мир.
И никаких надежд из этого окна выпрыгнуть. Верил. И только после переезда в Израиль понял как он врал. Обычный коммунист-преступник один из тех, которые выебали шестую часть мира.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Январь 27, 2012 02:48 pm
(Link)
Ваши родители не были коммунистами?
[User Picture]
From:sanyss
Date:Январь 27, 2012 02:56 pm
(Link)
Нет. Мой отец был из семьи земледельцев, которых раскулачили в 31-м, но им удалось сбежать и осесть в Одессе. В нашей семье день смерти сталина всегда был праздничным. Жаль отец не дожил до исчезновения сэсэсэра.
[User Picture]
From:ladi_jane
Date:Январь 27, 2012 02:46 pm
(Link)
Я по-прежнему не понимаю, почему же после всего этого Эренбург оставался сторонником ассимиляции евреев в СССР.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Январь 27, 2012 03:13 pm
(Link)
Не знаю. Сложное было, трагическое время. И сложная судьба самого Эренбурга, опять же он из ассимилированной семьи, даже идиш не знал.

Прочитала сейчас статью исследователя творчества и биографии Эренбурга - Бенедикта Сарнова. Статья называется "Голос крови. Илья Эренбург и еврейский вопрос". Но ответа определённого нет. Опять повторю - такое было вреия. Если хотите, вот линк на статью:

http://www.sem40.ru/famous2/m462.shtml
[User Picture]
From:ladi_jane
Date:Январь 27, 2012 07:07 pm
(Link)
Спасибо, я читала Сарнова. У него есть отдельное исследование по Эренбургу - "Павел Савлович", вошло в многотомник "Сталин и писатели", публиковалось в "Лехаиме".
Бенедикт Сарнов - блестящий литературовед, замечательно передает дух той эпохи, но он тоже абсолютно ассимилированный советский еврей. (понятно, что это - только мое мнение ;-)) Чего стоит одно лишь его признание, что он бывал в храмах разных конфессий и общался с разными священниками, но только ни разу не переступал порог синагоги и сама мысль об этом его приводит в ужас.
То, что он пишет о третьем пути - вздор; тупик и вырождение, так же как и ассимиляция - путь в никуда. Мне и странно, что после гениального предвидения "Хулио", после войны и краха теории Мендесльсона о "немцах на улице и евреях дома". Довольно кощунственно это: "Евреи как этнос, как некая человеческая общность при этом *своем государстве*, может быть, даже и выиграли бы. Но каким унылым и тусклым стал бы наш мир без этой исчезнувшей кривой еврейской усмешки". Надо сильно не любить свой народ, что б желать ему такой судьбы. Довольно уже евреям служить удобрением всему остальному миру, пора отдохнуть от этой роли и подумать о себе.
Где-то я читала, что в молодости Эренбург принял православие, во всяком случае многие его ранние стихи проникнуты довольно православными настроениями. Но это несущественно, т.к. здесь Б.Сарнов вновь ошибается, говоря, что "еврей, принявший христианство, - уже не еврей". Это не так ни сточки зрения раввина Мы не признаем за евреем, провозгласившим принятие другой веры, никакого изменения статуса. Чтобы дальнейшее было понятно, оговорюсь, что сам это разговор возможен только на нееврейском языке: во всех еврейских языках (от общего иврита издревле и до местных идиша, ладино, бухори, джуури и пр.) еврей и иудей - одно и то же слово. Почему? Потому что принадлежность к иудейской религии переходит по рождению (а не по обрезанию, как некоторые думают). Иудеем человек становится двумя путями: родившись у матери-еврейки или принимая иудаизм во взрослом возрасте (если родился неевреем). Выхода из иудаизма нет: вступив по факту рождения или по взрослому сознательному выбору со Всевышним в Завет (Союз), человек не может разорвать его по своей воле.
Поэтому, окунется ли он в воды купели или произнесет при свидетелях шахаду - он остается иудеем, хотя и совершает грех и нелепицу. Итак, ответ на ваш вопрос с религиозной позиции: нет никаких выкрестов или "новых мусульман". Есть согрешившие евреи, а они евреями и остаются. Кстати, упомянутый вами А. М. в восьмидесятые годы обсуждал со мной это весьма неприятное ему обстоятельство и сетовал на то, что его взгляды не берутся в учет.
2. Нерелигиозное государство Израиль, вопреки всему сказанному, приняло нерелигиозный (светский) закон, лишающий еврея, сознательно заявившего о переходе в другую веру, права на репатриацию. Это мне кажется неправильным, но таков закон государства.
, ни христианина(не смотря на заявленное "нет ни эллина, ни иудея" повод и причина напомнить всегда найдутся).
From:(Anonymous)
Date:Январь 28, 2012 07:50 pm
(Link)
Дорогая Женя! Очень внимательно прочла статью г-на Сарнова. Статья интересная, в том числе тем что автор не даёт прогнозов на будущее. Сам Эренбург тоже этого избегал - он знал, что будущее никому неведомо. Мой Эренбург всегда при мне, мы жили с ним в одно время. Я думаю, что только люди не столь умные могут оскорблять таких людей, каким был Эренбург.

Мина Лейн.
[User Picture]
From:advokatu
Date:Январь 27, 2012 06:10 pm
(Link)
Дрожь пробирает когда читаешь эти стихи.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Январь 27, 2012 06:17 pm
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:nansyenspb
Date:Январь 27, 2012 07:34 pm
(Link)
Стихи ОТТУДА, из того времени...И трагическая противоречивость личности Эренбурга в них есть,и цельность его тогдашней позиции--война шла,все понятно нам нынешним,рожденным 20 и более лет спустя ...Судить легко...мы в то время были бы не нами нынешними...Меня ужасают войны, но тогда нельзя было не противостоять,не сражаться так или иначе...
[User Picture]
From:efimbog
Date:Январь 27, 2012 08:51 pm

"еврей, принявший христианство, - уже не еврей"

(Link)
Спасибо,что напомнили об И.Эренбурге такими стихами!Я помню его книжку Оттепель,давшую название той эпохе надежд и иллюзий...Прочёл Вашу ссылку на Б.Сарнова с потрясающим предвидением в Хулио и очень интересными наблюдениями об Эренбурге...Не согласен с мнением рава,что из иудаизма нет выхода.Тогда бы не было мощного движения Баалей Тшува,затронувшего в частности репатриантов из СССР.Именно Иудаизм провозгласил свободу выбора человека.И если еврей не идентифицирует себя как иудей со своей историей и законами,он правомерно теряет право на репатриацию...При всей противоречивости Эренбурга его предвидения в Хулио и призыв с Войны-Убей!актуальны не только в ту,но и будущую войны.
[User Picture]
From:a_feigin
Date:Февраль 20, 2012 06:50 pm

Re: "еврей, принявший христианство, - уже не еврей"

(Link)
"Не согласен с мнением рава,что из иудаизма нет выхода."
Вы мне льстите. Это не мое мнение, это мнение ортодоксального иудаизма, никем в рамках последнего не оспариваемое.
[User Picture]
From:efimbog
Date:Февраль 21, 2012 11:14 am

Re: "еврей, принявший христианство, - уже не еврей"

(Link)
Я выразил своё мнение.Когда евреи крестились под страхом смерти(Испания,инквизиция) ,но сохраняли дома евр.традицию,они оставались иудеями.Когда же в эпоху просвещения или сегодня еврей по убеждениям порывает с иудаизмом,он реально покидает еврейство.И закон о репатриации справедливо предусматривает этот случай и отказывает христианам(крестившимся евреям) в праве на возвращение.
[User Picture]
From:a_feigin
Date:Февраль 21, 2012 02:58 pm

Re: "еврей, принявший христианство, - уже не еврей"

(Link)
Да, я понял, что вы высказываете свое частное мнение. Очевидно, оно близко к мнению нерелигиозных законодателей, формулировавших ЗоВ. Мне важно было указать, что позиция, высказанная мной отражает галаху, то есть закон Торы.
[User Picture]
From:efimbog
Date:Февраль 21, 2012 03:28 pm

Re: "еврей, принявший христианство, - уже не еврей"

(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:cherrtina
Date:Январь 27, 2012 09:06 pm
(Link)
Спасибо Вам за напоминание. Классе в 7-м недели две болела, этого хватило, чтоб прочитать несколько томов Эренбурга, неизвестного мне тогда писателя. Многое и многих благодаря ему узнала.
http://world.lib.ru/editors/e/ewgenija_s/ Разработано LiveJournal.com