Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

КАК ЗАМАЛЧИВАЮТ ХОЛОКОСТ

ВОТ ТАКОЕ КИНО.
Автор - Арик ЭЛЬМАН.

22 января 2014, сайт Курсор


В 1945 году, когда на европейском континенте закончилась Вторая мировая война, британский режиссер Альфред Хичкок получил от своего приятеля и спонсора Сиднея Бернстейна предложение, от которого нельзя было отказаться. Бернстейн, английский еврей, взял на себя по просьбе британского правительства производство документальной киноленты о преступлениях нацистов против еврейского народа.

У проекта было несколько целей – в первую очередь сохранить для истории кошмарные сцены, увиденные союзниками при освобождении лагерей смерти и концлагерей, собрать улики для предстоявших процессов над нацистскими преступниками и их пособниками, а также продемонстрировать немецкому народу, какие зверства совершались от его имени режимом, который большинство немцев поддерживали до самого конца.

Хичкок охотно взялся за проект, в котором ему пришлось сыграть роль главного монтажера. Работа не давалась ему легко: впервые увидев материалы, отснятые британскими военными операторами в лагере Берген-Бельзен и советскими – в Освенциме, будущий "король триллеров" неделю не мог вернуться к монтажному столу. Тем не менее, свое дело он сделал со своим обычным талантом. Те немногие, кому довелось с тех пор увидеть полную версию фильма (получившего позже условное название "Память лагерей") в один голос утверждают, что речь идет не только о самом честном и непредвзятом каталоге нацистских ужасов, но и о впечатляющем достижении кинодокументалистики.

У читателя наверняка созрел вопрос – "немногие"?? Почему немногие? Почему мы ни разу не видели этот фильм? Мы его не видели, потому что к концу работы над ним политическая ситуация в Европе существенным образом изменилась. Начиналась Холодная война, Запад готовился к противостоянию с СССР, и в этом противостоянии роль Западной Германии должна была стать критической. Разговоры о преступлениях нацистов, о массовом убийстве евреев, об исторической ответственности немецкого народа быстро становились не только немодными, но и политически нецелесообразными. К 1951 году процессы над нацистами и их пособниками в Нюрнберге были свернуты, многие из уже осужденных отпущены на свободу, процедуры денацификации прекращены. Значительное число подельников нацистов из стран Восточной Европы и СССР получили без особых трудностей убежище в США, Канаде и Южной Америке.

В то же самое время Британия вела в подмандатной Палестине маленькую, но грязную и дорогостоящую колониальную войну против евреев, которые добивались обещанной им в Декларации Бальфура национальной независимости. Активно помогая арабам готовиться к уничтожению еврейского государства прямо в колыбели, Лондон не мог позволить себе широкое распространение столь сильного пропагандистского документа в пользу евреев, каким должен был стать фильм об итогах Холокоста. Фильм Хичкока-Бернстейна, который по условиям контракта принадлежал британскому правительству, был фактически конфискован и спрятан в архивах Имперского Военного Музея. Сам Хичкок, сделавший свое дело на славу, пошел дальше к высотам кинематографии, а Сидней Бернстейн занялся строительством телевизионной империи "Гранада", которая в 1969 году принесла ему титул барона и пожизненного пэра Англии. Ни Бернстейн, ни другие еврейские лидеры Великобритании не ставили под сомнение мотивацию правительства Ее Величества в отношении уникального фильма о Холокосте, само существование которого почти забылось.

История фильма Хичкока – еще одно доказательство лживости утверждений тех, кто настаивает на том, что Государство Израиль было создано «благодаря Холокосту». На самом деле все произошло ровно наоборот – тот факт, что сегодня Катастрофа европейского еврейства занимает столь центральное место в глобальном сознании, в истории, в культуре, объясняется именно существованием Израиля – места, где (каким бы амбивалентным ни было первичное отношение сабр к уцелевшим беженцам из Европы) увековечение памяти шести миллионов невинных жертв нацизма стало интегральной частью национального сознания.

Без Израиля, без "Яд Вашем", без процесса над Эйхманом массовое убийство евреев в Европе превратилось бы в еще одну жуткую, но туманную и малорелевантную деталь глобальной мясорубки 1939-1945 годов, которую никто не был заинтересован выпячивать, потому что слишком уж много было у нацистов активных и пассивных подельников – в Украине и в Литве, во Франции и Ватикане, в Лондоне, Вашингтоне и Москве.

Первый показ фильма Хичкока, в частичном варианте и плохом качестве, состоялся в середине 80-х годов на Берлинском кинофестивале и американском общественном телевидении. Теперь, в преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января, Имперский Военный Музей сообщил о том, что он почти завершил полную оцифрованную версию работы Хичкока, которая выйдет на экраны в этом году под новым названием. Для большинства родных и близких жертв, трупы которых снимали в 1945 году армейские кинооператоры, это произойдет слишком поздно. Для человечества в целом, увы – как нельзя вовремя.

http://cursorinfo.co.il/blogs/Elman/vot-takoe-kino/
Tags: Холокост, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments