Отмечала в своём Живом Журнале 15, 17 лет со дня гибели. Сегодня уже 20-ая годовщина...
----------------------------------------
Барух Гольдштейн. Автор портрета - Эдуард Гуревич.
Доктор Барух Гольдштейн приехал в Израиль из США в конце 70-ых годов и жил с семьёй в Кирьят-Арба - до самой своей героической смерти 25 февраля 1994 года.
Художник Эдуард Гуревич приехал в Израиль в 1990 году и поселился с семьёй там же, в Кирьят-Арба. Судьба подарила ему на 4 года соседство и дружбу с Барухом Гольдштейном. Потому ему так удался этот замечательный портрет. Повторю несколько слов самого Эдуарда о Барухе:
"Высокий, худой, сутулый человек, с грустными глазами. Капитан медицинской службы, участник войны в Ливане. Ходил в полосатой куртке со Звездой Давида в знак памяти о шести миллионах погибших евреях. Жил с прекрасной женой, привёз её из Беер-Шевы. Сын, любящие родители рядом."
За 20 прошедших лет много было написано статей и исследований по поводу события в Пещере Махпела, особенно в первые годы (у меня по тэгу "Барух Гольдштейн"). Но и на сегодняшний день нет чётных ответов на произошедшее.
Известно, что как врач Барух Гольдштейн помогал всем - и евреям, и арабам. В Кирьят-Арба работал в местном отделении больничной кассы “Леумит”, ездил в поселения Хевронского нагорья, где также принимал больных. Гольдштейн никогда не выключал свои телефоны на случай вызовов - ни днем, ни ночью, ни в будни, ни в праздники. Если требовалась медицинская помощь, он появлялся первым, опережая скорую помощь.
А потом ему пришлось ездить на места терактов, на места злодейских убийств евреев. Конец 1993 года, начало 1994. Договор Осло подписан, и как следствие, по всей стране начали взрываться автобусы, совершаться теракты. Друг и сосед Баруха Мордехай Лапид (отец 15 детей!) был расстрелян в автомобиле недалеко от въезда в Кирьят-Арбу. Один сын при обстреле был убит, трое ранены. Мордехай Лапид, светлая ему память, умер на руках Баруха.
Среди арабов Хеврона началась смута, это почувствовали и жители, и военное командование. Известно стало, что к празднику Пурим арабами готовится крупный теракт против евреев Хеврона и Кирьат-Арбы. Об этом, не стесняясь, объявляли с минаретов мечетей, на хевронском базаре расклеивали листовки с призывами к арабам запасаться загодя продуктами - на время комендантского режима после погрома.
Барух Гольдштейн числился офицером запаса в бригаде ЦАХАЛа, дислоцированной в Хевроне, и принимал участие в штабных совещаниях. Начальник Южного округа генерал Шауль Мофаз вызвал капитана Баруха Гольдштейна и приказал ему готовить палаточный лагерь на большое число раненых... в случае, если погром совершится. Это вместо того, чтобы пресечь погром в зародыше! На это генерал Мофаз не решился, ведь это не понравилось бы премьер-министру Рабину: мирный "ословский" процесс был в самом разгаре.
".. в пуримский вечер (накануне трагедии) во время чтения "Мегилат Эстер" толпа арабов бесчинствовала в самой Меарат-а-Махпела и вокруг неё, оскорбляя присутствующих там евреев и угрожая им. Крики с минаретов мечетей, усиленные громкоговорителями, и вопли бесчинствующей арабской толпы: "Итбах эль-яхуд!" (режь евреев!) - почти заглушали голос чтеца "Мегилы" и традиционные пуримские хлопушки... Доктор обратился к присутствующему при этом офицеру ЦАХАЛ с просьбой сделать что-нибудь, чтобы прекратить это предпогромное безобразие, но... получил ответ, что "к сожалению, сделать ничего нельзя".
("Трагедия поруганной чести", автор - Фаня Шифман)
Вот тогда и решился Барух Гольдштейн на стрельбу в Меарат-а-Махпела. Погибло 29 арабов, его самого линчевали там же, на месте. Но еврейский погром в Хевроне не произошёл, его предотвратил доктор Барух Гольдштейн ценой своей жизни.
Могила Баруха Гольдштейна. Автор фотографии - Шмуэль Мушник.
Давно не была в любимом моём городе Хевроне и на одинокой могиле Баруха Гольдштейна в Кирьят-Арба. Надеюсь вскоре там быть. Эдуард Гуревич рассказал мне, что был в числе тех, кто нёс гроб Баруха. Открыть его не разрешили, как не разрешили захоронить гроб на хевронском еврейском кладбище. Был страшный дождь, град, гром, ураганный ветер. Вот такое знамение с небес.
Вечная память герою. Положим мысленно камушки...