Автор - Виктория ВЕКСЕЛЬМАН, Торонто
6 апреля 2014 года, сайт Еврейский мир, Нью-Йорк
Итак, американские, европейские и израильские дипломаты выражают озабоченность в связи с тем, что мирный процесс может сорваться. И это, действительно, серьезно. С этого хронического процесса кормится не одно поколение дипломатов и различных «мироборцев», разъезжающих по всему миру на деньги налогоплательщиков. Они летят бизнес-классом, останавливаются в дорогих отелях, создают различные некоммерческие организации с вполне коммерческой зарплатой и повышают собственную значимость. Никто бы о них и не слышал, если бы не благословенный «мирный процесс».
Кому был бы интересен госсекретарь Джон Керри, которого российский коллега Сергей Лавров обводит вокруг пальца? Ну, знали бы, что Керри с Обамой упустили Крым, а так – миротворец, бьется над разрешением, шутка сказать, арабо-еврейского конфликта. Кто бы помнил Ципи Ливни, несостоявшегося премьер-министра? A тут – ответственная за переговоры, с важными людьми общается наша наследная принцесса «Ликуда». И тут такая неприятность.
Но вот с точки зрения блага Израиля, а стоит ли продолжать, если, честно говоря, и начинать не стоило, если исходить из блага государства, а не отдельных политических интересантов? По крайней мере, события последних 48 часов показывают, что никакого смысла тянуть длинную скамейку нет, тем более, что и новый раунд переговоров закончится столь же бесславно. Почувствовав слабость Белого дома, Абу-Мазен решил заострить позиции и увеличить требования, а потому результат переговоров известен заранее.
Арабская сторона обиделась на Израиль за отказ от освобождения последней, четвертой партии террористов. Более важной причиной являются внутриполитические проблемы автономии. Популярность Абу-Мазена и ФАТХа падает. Молодой волк Мухаммед Дахлан дышит ему в спину, и поэтому престарелому президенту важно поднять свой престиж. Искусственно созданный кризис позволит Абу-Мазену продемонстрировать свою идеологическую позицию, поиграть мускулами, надувать щеки и всячески изображать сильного лидера, вертящего президентами и премьер-министрами, как пешками. Его похвалил за это даже ХАМАС.
И вот эта причина, когда Абу-Мазен вдруг почувствовал себя сильным и значительным, когда он увидел, как занервничали Джон Керри и Биньямин Нетаниягу, не менее и даже более важна, чем освобождение очередной партии террористов. Можно только вообразить, до каких высот взлетела гордость хвоста, когда он понял, что реально управляет собакой. Упоительнейшее чувство – вначале подаем заявки в 15 организаций при ООН, а затем ужесточаем требования. Если уж Ципи Ливни отправилась на встречу с Саибом Арикатом, то как не потребовать от нее дополнительных уступок.
Израиль и Америка реально опасаются, что главари автономии обратятся в ООН, которая признает ПА государством в границах 1967 года, и вот теперь главари ПА уверили себя, что нашли совершенно замечательный рычаг давления на Израиль, угрожая ему судьбой ЮАР.
Есть еще одно неплохое средство привлечения внимания международной общественности и запугивания Израиля – это «интифада лайт» — без каких-либо громких терактов, а так, по сценарию первой интифады конца 80-х годов. Забрасывание машин камнями и бутылками с зажигательной смесью, нападения на солдат, демонстрации с камнями, ножи, тем более, что Израиль почему-то умалчивает о значительной части этих терактов. Было время, когда Израиль гордо заявлял, что прерывает переговоры из-за очередного теракта, но теперь, когда террорист стрелял в девочку на балконе, но не убил ее, разве это повод для демаршей? Никак нет.
Ситуация, однако, обострилась настолько, что обе стороны понимают, что продолжать бессмысленные переговоры нет никакого смысла. До тех пор, пока Абу-Мазен и другие главари ФАТХа считают, что нашли идеальное средство давления на Америку и Израиль и извлечения из него все новых и новых уступок, им нет никакого смысла вести конструктивный диалог и договариваться хоть о чем-либо. Можно ведь и так запрашивать об освобождении очередной оптовой партии террористов, не расплачиваясь за это никакими уступками, кроме согласия лицезреть госпожу Ливни. С помощью переговоров этого добиться невозможно, а c помощью шантажа легко.
Абу-Мазена греет мечта о том, как он обратится в международный суд в Гааге и усадит на скамью подсудимых израильских офицеров, политических и государственных деятелей. Запереть израильских солдат и офицеров в Израиле, как в клетке, чтобы они боялись даже пересечь границу, – это ли не вершина удовлетворения главарей террористического анклава? Израиль Римскую декларацию не подписывал и Гаагский трибунал не признает, однако следует изыскать способ подачи иска против Абу-Мазена и всех его подельников по руководству скопом, благо есть за что, ибо на массовые убийства срока давности нет. А Абу-Мазен был одним из организаторов похищения и убийства израильских атлетов на Олимпиаде в Мюнхене. До главарей террористического анклава следует донести, что потеряют они гораздо больше, чем приобретут с помощью шантажа.
Поэтому в данных условиях давать согласие на возобновление или продолжение переговоров. И по одной простой причине – независимое палестинское государство Абу-Мазену совсем не нужно. Если бы он добивался именно этого, он бы давно созвал в Рамалле законодательное собрание и объявил о независимости Палестины. Он этого не сделал. Он не провозгласит независимое государство, но и никакого соглашения о полном урегулировании конфликта с Израилем не подпишет. Никогда.
Мало кто помнит, но в 1995 году Йоси Бейлин и Абу-Мазен разработали свой план мирного урегулирования конфликта, который так и назвался «План Бейлина – Абу-Мазена». План был, но вот подписи Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) под ним не было. Затем Йоси Бейли попытался создать «Женевскую инициативу». Ему это удалось. Долгое время он за счет этой инициативы неплохо жил – снимал дорогие офисы в Тель-Авиве, получал зарплату и катался по всему свету. Он даже устроил презентацию этой самой инициативы в Женеве, но арабская сторона и тут отказалась подписать эту символическую бумажку. Через несколько лет Бейлину пришлось прикрыть эту кормушку.
Срок президентских полномочий Абу-Мазена истек еще в 2006 году, он держится у власти только на штыках ЦАХАЛа да своей гвардии, которую содержит Америка и Европа. Содержание семи батальонов службы безопаности ПА обходится Америке и Европе в 2 миллиарда долларов. Арабские страны оплачивать охрану Абу-Мазена отказались.
Поэтому Абу-Мазен продолжает свою игру. Он важная фигура на международной арене, финансовая помощь поступает, как государство он требует от Израиля возврата налоговых сборов, и как «оккупированная территория» отказывается оплачивать счета за воду и электроэнергию. Можно понять гнев Абу-Мазена, когда Израиль лишил его возможности проведения очередного спектакля под названием «Слава Палестине, героям слава». А тут еще Израиль ввел санкции, ударив по карману сыновей «президента».
Хотя Джон Керри вынес выговор обеим сторонам и в очередной раз пытался выдавить из Израиля новые уступки, он должен понимать, если еще не понял, что разговаривать об «окончательном урегулировании» с Абу-Мазеном, либо с другим арабским лидером бесполезно. Слишком разный смысл они вкладывают в это понятие. Вот с нацистами они на тему «окончательного урегулирования» еврейского вопроса договорились бы гораздо быстрее.