Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

ПРОРОК В ГОРОДЕ.
Автор - Мири ЯНИКОВА miriana.
2014-06-05

...А теперь всерьез. Тему дракона считаем раскрытой, хотя ее можно немного расширить. Но остались и другие, совсем не раскрытые темы.

Однажды просто видишь в ленте приглашение на лекцию и решаешь, временно отключив встроенный в мозг механизм поиска отмазок, собраться и рывком на эту лекцию пойти. Тем более - о Хайфе. Тем более - из уст профессора Хайфского университета. Ну, сколько можно жить в одном городе и любить другой? Сколько можно страдать на тему "сердце мое на востоке"? Вернуться в Иерусалим вряд ли получится. Вряд ли удастся физически поселиться в нем. Какой выход напрашивается? Очень простой: искать Небесный Иерусалим там, где ты находишься. Где удалось купить приличную дешевую квартиру. Где есть море и гора. В Хайфе.


Но Хайфа - это совсем-совсем не Иерусалим, с его перенасыщенным раствором ивритских букв, отрывками из Талмуда, в буквальном смысле слова висящими в воздухе и растворенными в нем. Тем, кто испытывает счастье от чего-то подобного, нужно, конечно, жить в Иерусалиме, любое другое место для них будет диаспорой. Ну, а Хайфа - это город, который вмещает слишком много, и в нем трудно приходится тем, у кого в душе не хватает места для восприятия внешнего мира - тем, кого коробит от криков муэдзинов, от звона колоколов, от парада Санта-Клаусов и рождественских оленей на фасадах домов, от высокомерного гостеприимства бахаев. Совместить все это со своим собственным миром, не расплескав его, пустить чужого в душу на правах соседа, просто любоваться красотой иллюминации, которой этот сосед украсил свой дом - это что-то совсем-совсем противоположное ксенофобии, и это не так уж просто. Но иначе не получится полюбить этот город.

Image Hosted by PiXS.ru

Хайфа - это такое особенное место в Эрец-Исраэль, открытое всем ветрам. Самый край Святой Земли. Он именно здесь, а вовсе не в аэропорту Бен-Гурион, из которого вам никогда в жизни не добраться, например, до Европы времен Наполеона Бонапарта. Ну, а из Хайфы - пожалуйста. Прямо не сходя с места.

Профессора Хайфского университета зовут Денис Соболев, он молод, он пишет отличные книги и в том числе написал книгу о Хайфе. Но он сделал и другую удивительную вещь: несколько дней назад он прочитал полуторачасовую лекцию, вместившую в себя историю мира в разрезе одного города. Причем лекцию фрактальную: например, в течение пяти минут были упомянуты крестоносцы, темплеры, пираты, пророк Элиягу и дракон. Потом каждая из этих тем была развернута, но все равно казалось, что каждая минута лекции включает в себя все перечисленное выше и еще много не перечисленного.

Начну по порядку, пропустив то, что мне лично не очень интересно. Например, крестоносцев. Они и так повсюду, вернее, не они, к счастью, а их замки. А также темплеры - "Немецкая колония" есть и в Иерусалиме тоже. А я пишу о Хайфе, то есть о том, что есть только в ней, а больше нигде нет.

Начать следует с Кармеля. Кармель - особенная гора, вторая по значению после Синая. На ней можно в одиночку достичь мистического просветления, это было известно с глубокой древности. Гора для уединенных медитаций, для поисков смысла всего, для прорыва в высшие миры и получения оттуда помощи - прямо на месте, не отходя от нашей собственной левантийской кассы и не тратя средств на физическое перемещение в Лхасу или на гору Курама, в названии которой, кстати, ухо, привычное к ивриту, сразу вычленит знакомый корень. Так что это та же самая гора. Это просто Гора. Про Кураму - это уже не профессор, конечно, это мои собственные ассоциации.

Ну, а теперь, следуя хронологии, переходим к дракону. Дракон живет в глубокой пещере внутри Кармеля. Профессор сообщил о нем, как о простом факте: в такой горе, как Кармель, просто не может не быть дракона. Как я поняла, гора бы без него просто не устояла.

Оказывается, когда строили кармельский туннель, то опасались его потревожить. Кто-то в зале высказал мысль, что, возможно, именно поэтому строительство доверили китайцам - у кого, как не у них есть опыт обращения с драконами. Встретились ли они с ним, осталось неизвестным. Туннель был благополучно построен и успешно функционирует.

Двигаемся дальше по линии времени. Дальше у нас пираты.

Пираты Средиземного, а вовсе никакого не Карибского моря! Это они были самыми крутыми, именно они в глубокой древности встречали, если можно так выразиться, практически все корабли, шедшие по торговому пути, естественно, мимо Хайфы, ибо миновать ее не получится. Вся пиратская романтика - это не где-то там, а на Хайфском мысе. Вот здесь они сидели, на этих камнях, на этом холмике, и высматривали в бинокли добычу... Что, я еще никого не вдохновила? С деревянной ногой, с попугаем на плече, с сундуком мертвеца... Все еще нет? Значит, мы безнадежно повзрослели. Но все равно мне почему-то греет душу то, что легендарные морские разбойники в древности прятались от врагов и от непогоды примерно на том месте на границе вади, где стоит мой дом. Может быть, потому что я сама в душе морская разбойница, и только жизненные обстоятельства не дали мне воплотить это призвание.

Image Hosted by PiXS.ru

Спуск по Кармель до Пещеры Элиягу. По дороге через дремучий лес, которым когда-то был покрыи весь Кармель.

Дальше! Двигаемся дальше! И встречаемся с пророком.

Что мы знаем об Элиягу ха-Нави? Затронем здесь только его сказочную ипостась. Мы знаем, что он был взят живым на небо. Что он защищал бедных. Что он жил в пещере на Кармеле и сражался со лжепророками. Что от него исходил свет. Если что, профессор здесь опять ни при чем, я перечислила все то, что знаю об Илье-пророке я сама, ну, не считая, конечно, его знаменитой Книги, входящей в ТАНАХ.

Image Hosted by PiXS.ru

Image Hosted by PiXS.ru

Хайфа. Пещера пророка Элиягу.

Его пещера приведена в цивилизованный вид и открыта для публики. Внутри она, как синагога, разделена на две части - мужскую и женскую. В женском отделении на скамеечке у стены читают Теилим. Здесь есть даже своя Стена Плача, где можно оставлять записки. И есть некто в белых одеждах, периодически трубящий в шофар, подозреваю, что он должен изображать главного персонажа этого места для доверчивых туристов. Здесь можно поговорить наедине с Богом, и многие этим пользуются, вне зависимости от религиозной и конфессиональной принадлежности.

Сказочная ипостась Ильи-пророка обитала именно здесь.

Итак, мы имеем уже по крайней мере две населенные пещеры внутри Кармеля: одна принадлежит дракону, другая - пророку. Интересно, пытался ли Элиягу вступить в контакт со своим соседом? Пробовал ли с ним договориться? Скорее всего да, ведь не даром же мусульмане смешивают его образ с Георгием-победоносцем. Мало того: я вам скажу, что вся деятельность Элиягу а-Нави и заключалась, по большому счету, в борьбе с драконом. Драконом, держащим своими лапами, чешуей и хвостом камни горы Кармель. Не дающим ей развалиться на части, исчезнуть, улететь астероидами в другие миры. Драконом, хранящим материальный мир, не позволяющим ему меняться. Пророк же хранил мир духа. И боролся за этот мир. В том числе и с драконом горы Кармель.

И хватит уже о драконе. А вот о пророке мы только начали.

Вернемся опять к тому, что поведал профессор: пророка Элиягу можно встретить в Хайфе каждый день. Да-да, прямо сегодня. И очень многие жители Хайфы его встречали. Откуда они знают, что встречали именно его? А очень просто: вот разговорился ты у рынка Тальпиот со стариком нищим, или с арабским юношей, или с пожилой женщиной. Твой визави оказался настолько хорошим собеседником, что ты ему выложил все свои горести. А он выслушал с пониманием и, перед тем, как исчезнуть в толпе, сообщил тебе прямым текстом, что он - Илья-пророк, что он принял твои беды к сведению, и что вскоре у тебя все наладится. И на этом конец истории? Нет, конечно. Конец истории заключается в том, что у тебя и на самом деле все наладилось.

Такой рассказ можно услышать, как выяснилось, от довольно многих жителей Хайфы. Элиягу а-Нави живет в городе до сих пор, он может оказаться повсюду.

Я думаю, кстати, что это накладывает определенные обязательства на горожан. Вот, к примеру, несешься ты стремглав по улице Герцля, опаздываешь на лекцию по лингвистике. И какая-то старая женщина, никуда не торопящаяся, будь она неладна, встает у тебя на пути и спрашивает, который час. Можно посмотреть на то место на запястье, где до эпохи мобильных телефонов у тебя находились часы, и, обратив ее внимание на то, что данного предмета у тебя с собой нет, обогнуть ее и понестись дальше. Можно? Да пожалуйста! В любом месте, только не в Хайфе, где любой прохожий может оказаться пророком Элиягу, принявшим на этот раз именно такой образ. Вот эта тетка... Не похожа, конечно, но ты все же затормози, остановись, отыщи в рюкзаке мобильник и сообщи ей, который час! Себе же дороже. На всякий случай.

Мы не прощаемся с пророком, но все же двигаемся дальше через века. Пропускаем толщу времен, и обнаруживаем рыбацкие лодки, причаливающие к берегу Хоф Кармель, неподалеку от моего нынешнего дома. Из них выходят совершенно измученные и очень несчастные люди, голодные, в лохмотьях. В их остановившихся взглядах читается, что они совсем недавно потеряли всех своих близких.

Image Hosted by PiXS.ru

Нелегальная алия. Выжившие в Катастрофе.

Я была одной из них. Да, да, это не метафора, я правда была одной из них. В прошлой жизни. Я не буду ничего об этом писать, и не буду ничего никому рассказывать, пока не найду документальные подтверждения, то есть, не найду в интернете саму себя из той жизни. Вероятность этого очень мала, та женщина с моим именем не оставила следа в истории. Но скорее всего именно благодаря ей я сейчас здесь. Я знаю о ней довольно много. Все, что имеет значение для данного рассказа - это то, что она была очень несчастна и больна.

Image Hosted by PiXS.ru

И когда она оказалась на каменистом побережье Эрец Исраэль у подножья очень высокой горы, к ней подошел еврейский боец и протянул руку, чтобы помочь подняться на ноги. Он провел ее по берегу к какому-то военному грузовику и подсадил в кузов. Дело происходило, конечно же, ночью, и было очень темно. Рядом с ней на скамьях постепенно размещались другие беженцы, только что закончившие долгое и очень опасное морское путешествие и Бог знает что пережившие перед тем, как пуститься в него.

Возможно, уже после того, как машина тронулась, она оглянулась, чтобы сказать спасибо еврейскому бойцу, который помог ей подняться на ноги на берегу. Возможно, она единственная заметила, что тот больше не был одет в незнакомую солдатскую форму, которая была на нем только что. И что он больше не держит в руках винтовку.

В его руках был посох, а одет он был в длинный белый балахон. И от него исходил свет.

фотографии - Мири Яникова.
Tags: Мири Яникова, Хайфа, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments