Автор - Александр НЕПОМНЯЩИЙ.
25 августа 2014 года, сайт "Еврейский мир", Нью-Йорк
Главарь ФАТХа Махмуд Аббас, оттеснённый ХАМАСом на задворки ближневосточной политики, напомнил о своём существовании, слив в начале недели через анонимный источник международному новостному агентству Ассошиэйтед Пресс свою очередную политическую инициативу.
Якобы сразу по окончанию военных действий он намерен обратиться в Совет Безопасности ООН и потребовать временные рамки для полного отступления Израиля из Иудеи и Самарии к границам, существовавшим до Шестидневной войны. Если же США по просьбе Израиля торпедируют это предложение, то Аббас-де будет добиваться права обратиться в Международный суд в Гааге, что позволит подавать иск против официальных лиц Израиля за якобы совершенные ими военные преступления.
Лучшие друзья и даже пАртнЭры.
Информационный слив был широко растиражирован в СМИ. И, вероятно, это был его единственный реальный результат, на что, впрочем, Аббас и рассчитывал.
На вопрос о том, могут ли действия Аббаса причинить хоть какой-либо вред Израилю, любезно согласился ответить израильский дипломат и юрист Алан Бейкер, глава отдела международного права в "Юридическом Форуме за Эрец Исраэль", специалист в области международного права, занимавший в прошлом должности юридического консультанта и заместителя генерального директора МИДа и посла Израиля в Канаде.
По мнению Бейкера, Аббас, не обладающий ни политическим весом, ни серьёзным влиянием, старается привлечь к себе внимание, грамотно используя слабости израильских СМИ, вот уже несколько лет смакующих собственные страхи о бедах, которыми якобы чреваты для Израиля политические шаги главы автономии на международной арене. Аббас регулярно грозится обратиться в международные инстанции по одной простой причине — он знает, что это обязательно вызовет бурную реакцию в израильских СМИ.
"На самом деле, - объяснил Бейкер, - слова Аббаса — это одно большое надувательство. Его инициативы не представляют для Израиля угрозы. А кроме того, обращения в ООН и в Международный суд в Гааге никак не связаны между собой, и упоминание их в одном контексте служит лишь для придания большей солидности пустым словам.
Аббас в праве просить СБ ООН о чём угодно. Однако у Совета Безопасности в принципе нет полномочий определять сроки отступления Израиля с той или иной территории. ООН может призвать Израиль к возобновлению переговоров с арабами, но не в праве изначально определить результаты таких переговоров. Вдобавок, гипотетическое решение Совета Безопасности в отношении сроков возможного отступления Израиля, не подпадая под действие 7 параграфа декларации ООН, касающегося мировой военной угрозы, по определению не являлось бы обязательным к исполнению.
Более того, СБ ООН вряд ли стал бы принимать решение, идущее вразрез с его собственной резолюцией 242, принятой осенью 1967 года по итогам Шестидневной Войны, согласно которой отступление Израиля должно произойти в результате переговоров и достижения мира и безопасности между всеми сторонами.
Решение о сроках отступления противоречило бы также и принципам соглашения Осло, поскольку определяло бы результат ещё не оконченных переговоров между Израилем и арабами.
Поэтому в данном случае, скорее всего, дело даже не дойдёт до необходимости США использовать своё право вето, которое Вашингтон как правило накладывает на антиизраильские резолюции СБ ООН.
Ещё более смехотворным кажется угроза обращения в Международный суд. Прежде всего, Аббас не представляет никакого существующего государства, а значит вообще не в праве туда обращаться. Но даже если предположить, что страны Запада, желая в противовес ХАМАСу укрепить политический статус Аббаса добились бы рассмотрения его иска в Гааге, проблемы были бы у виртуального палестинского государства, а не у Израиля.
Израильские военные действия в Иудее, Самарии и Газе полностью соответствуют международном нормам. Даже если происходят какие либо нарушения со стороны отдельных солдат, то они рассматриваются военными судами. Поэтому Израилю нечего опасаться в Международном суде.
В то же время, арабы - как ФАТХ, так и тем более ХАМАС - здорово рискуют в случае ответного обращения Израиля в Гаагский суд, которое естественно последовало бы, если бы автономия стала членом международного суда. Вряд ли теракты против мирного населения, а тем более использование своего гражданского населения в качестве живого щита, могло бы остаться безнаказанными в суде."
Таким образом, международные ходы Аббаса сводятся к умелому маневрированию с целью как можно дольше оставаться на плаву в роли актуального политика. Этому в немалой степени способствуют администрация США и европейские политики, однако и они не в состоянии превратить престарелого террориста во влиятельного политического деятеля. Как он, в свою очередь, не в состоянии вынудить Израиль согласиться на шаги, угрожающие существованию еврейского государства.
Израилю нет причин его опасаться, но точно также бессмысленно надеяться и на его способность обеспечить безопасность и мир. В обоих этих вопросах Израиль может и должен полагаться лишь на себя.
----------------------------------------
Политик Аббас и впрямь престарелый - ему 80-ый год. Но он аж помолодел сейчас, поскольку вытащен из забытья для участия в переговорах по войне в Газе. Ему ведь предполагают поручить некоторые миротворческие функции в Газе! Простят ли Аббасу, что свою инициативу Египет доверил озвучить ему, а не Хании? Да ещё Египет настаивает, чтобы финансовые потоки для восстановления Газы шли через Аббаса, а не привычно через Машаля и Ханию. Аббас задвинет Ханию и Машаля? Не верится, что такое хамасники позволят.
Смотрю кадры катарской "Аль-Джазиры", отснятые только что в Каире ... Аббас проводит пресс-конференцию, он полон собственной значимости.
"Мы принимаем египетскую инициативу о бессрочном прекращении огня ... Благодарим Керри, Катар и ООН... Надо прекратить агрессию и вернуть переговаривающие стороны в Каир... Мы продолжаем консультации с международным сообществом ..."
Надолго ли хватит его триумфа? Не грохнут ли его сразу после появления в Газе?