
Вот не люблю я пляжно-матрасный отдых. Даже живя в стране, где есть несколько морей.
Именно поэтому, когда я получила приглашение на двухдневную экскурсию в районе Мертвого моря, каждые два часа новый туристический объект в сорокаградусную жару, я сразу поняла, что это моё:)
Несмотря на то, что в этом районе я была уже очень много раз и с экскурсиями и без, оказалось, что я увидела много нового. Кроме того, я ехала на Мертвое море необычной для себя дорогой, через Иерусалим, той самой дорогой, о которой написала Номи Шемер в своей знаменитой песне "Золотой Иерусалим":
נשוב נרד אל ים המלח
בדרך יריחו
"...Снова будем спускаться к Мертвому морю Йерихонской дорогой". Простым языком это дорога №90.
Объектов было много, так что будет эпопея во многих частях. Сначала музей мозаики "Постоялый двор доброго самаритянина" или, как его еще называют "Музей доброго самаритянина". Туда мы заехали именно благодаря дороге №90.

Это относительно новый музей, он открылся в 2009г. Это единственный в своем роде музей мозаики в Израиле, да и в мире, говорят, таких музеев немного.
В музее собраны мозаики, найденные в развалинах древних синагог и христианских церквей на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Мозаики были собраны сюда из тех мест, где их сохранность не была гарантирована.
Часть экспозиции находится внутри здания, а часть - снаружи, на улице. Кроме мозаик, в музее представлено какое-то количество артефактов и из других мест.
Музей находится недалеко от Маале Адумим. Он расположен в том самом месте, где, по преданию, произошла евангельская встреча с "добрым самаритянином". В византийскую эпоху на этом месте была воздвигнута церковь, но и в более ранние эпохи, начиная с древних времен, в этом месте жили и молились люди — здесь есть и развалины синагог, и пещеры первобытного человека, и артефакты эпохи Второго храма.

Внутри музея
Часть экспонатов аутентичны, часть - копии.
Экспонаты из еврейских синагог.

Маген-давид встречает нас у входа в музей. Он найден на городище es-Simadi.
В этом музее мне нехватало датировки экспонатов. Что-то я нашла в сети, а что-то - нет:( При том, что у меня сфотографированы почти все таблички.

Царь Давид играет на лире. Копия.
Синагога в Газе. Ориентировочно 6 в.н.э.

Изображение меноры с надписью "Мир Израилю".
Синагога "Мир Израилю". Она получила это имя благодаря данной мозаике. Йерихо, 7 в.н.э.

Мозаики были и чисто текстовые. Текст на иврите.
Синагога Сусия, 4-7 вв.н.э.

Синагога в Сусие.

Изображение меноры из Хирбет ед-Даша.

Текст на древнем иврите и на арамейском с горы Гризим.

Текст на древнем иврите с горы Гризим.
Экспонаты из самаритянских синагог.
Кто такие самаритяне? По их утверждению - истые потомкам колен Леви, Эфраима и Менаше – сыновей Иосифа. Но мнения насчет происхождения самаритян различны. Еврейская традиция рассматривает их как пришлые племена, которые были переселены сюда ассирийцами, проводившими политику перемешивания народов и усвоившими, с некоторыми искажениями, местную религию и обычаи. Исторические данные примерно подтверждают эту версию. При этом однозначно и то, что частично они все же перемешались с еврейским населением.
История самаритян неразрывно связанна с историей еврейского народа. Это один из немногих древних народов, который сумел сохраниться. Но нас все-таки Б-г жалел больше и доказательство тому, что к началу 20 века самаритян осталось 100 человек. В наше время ситуация существенно лучше, их 750 человек, половина живет на горе Гризим, а половина - в Холоне. Еще о самаритянах тут

Реконструкция самаритянской синагоги в Эль-Хирбе, 4в.н.э.

Напольная мозаика из Эль-Хирбе. Изображена менора, под ней совочек, которым собирали золу на жертвеннике. В середине стол, а дальше в разных источниках по-разному, в одних самаритянский Ковчег завета, в других самаритянский синагогальный ковчег. Надпись на греческом.

Вот менора с совочком покрупнее.
А вот металлический совочек, найденный при археологических раскопках.

Я его сфотографировала во время экскурсии по мастерским Управления древностей.
Самаритянская синагога Хирбет Самара.
Находится около современного поселения Эйнав. Построена в 4в. н.э. на развалинах более раннего римского сооружения. В напольной мозаике использованы элементы, характерные для еврейских синагог: изображение Храма.

Реконструкция синагоги.

Реконструкция мозаики.






Изображение винограда. В этой мозаике множество изображений растений... Вот если бы еще понять, что это за растения:) В мозаиках, обычно, изображали то, что видели.

Здесь 2 загадочных растения. Про левое я бы сказала, сальное дерево, но сомневаюсь, что у нас тут такие тогда сажали. Второе совсем непонятно, на ананас похоже, но кто из нас видел ананасные деревья, да еще здесь. Так что, предложения принимаются :).

Это тоже очень загадочно :).

На плакате показаны консервация и восстановление мозаик.
Во дворе выставлены мозаики из церквей и другие артефакты. Наверно, все относятся к 4-6 вв. н.э. Много мозаик с геометрическим или растительным рисунком.




Здесь, кроме растений, есть и птицы.





Совсем простой рисунок.


Древний каток для уплотнения штукатурки на крышах и полах. Античный период, гора Гризим.

Водосборник времен Второго Храма.
Те, кто интересуется мозаиками, может посмотреть мои посты:
В погоне за древностями: миллионы очень маленьких камешков....
Ципори, мозаики
Ципори: неправильная синагога?