Автор - Евгения КРАВЧИК.
Встреча с Мати Даном, председателем добровольного объединения “Атерет Коаним”, была назначена в Иерусалиме около музыкальной школы на улице Гай Бен-Хинум. “Школа находится неподалеку от Брихат ха-Султан”, — напутствовала меня Сара, секретарь Мати.
Человек предполагает, а навигатор — располагает. Популярная программа Waze почему-то решила, что улица имени неведомого мне Гая находится в гуще арабского квартала Абу Тор. Скатившись по узкой (наклон — 45 градусов) улочке, я оказалась у продуктовой лавки.
— Скажите, пожалуйста, как проехать в музыкальную школу? — окликнула я владельца, который вышел на воздух покурить. Выразительным жестом лавочник предложил мне задать тот же вопрос по-арабски. А может, просто послал. В школу. Музыкальную.
В этот момент позвонила Сара.
— Разворачивайся, — скомандовала она, мгновенно уразумев, что меня занесло в Абу Тор, — и езжай обратно. Желательно — побыстрее.
— Разве я опаздываю?
— Нет. Просто оставаться в том месте опасно: в последние недели арабы забрасывают автомобили булыжниками.
Поспешить — значит привлечь к себе внимание: высыпавшие на улицу соседи лавочника решат, что я в панике. Разворачиваюсь плавно, все с той же безмятежно-вежливой улыбкой. Сара работает “навигатором” — отдает по телефону команды, в каком направлении “эвакуироваться”, но страха как не было, так и нет. В конце концов, я в своей столице. И еду туда, куда мне захочется. А если кому-то не нравится...
Хм... Нет, этому жителю Абу Тора я определенно не нравлюсь: взгляд враждебный, еще чуть-чуть — и...
А вот и поворот. Направо — в полном соответствии с инструкциями Сары.
Силуан или Шилоах?
Цель товарищества “Атерет Коаним”, созданного в 70-е годы ХХ века, — заселение Иерусалима. Точнее — его арабских кварталов. Во многих из них сохранились дома, принадлежавшие евреям в девятнадцатом — начале двадцатого века. Имеются и участки земли, владельцами которых евреи — в полном соответствии с записями в кадастре — остаются по сей день.
Восточный Иерусалим: арабское строительство не прекращается ни на секунду.
Трудно представить, что когда-то в квартале Силуан (деревня Шилоах) жили выходцы из Йемена. Что же касается “русских”...
— В архиве нашего объединения в Старом городе хранится документ, датированный 1868 годом, — рассказывает глава “Атерет Коаним” Мати Дан. — Семья Шмуэля Полякова получила в банке долгосрочную ссуду размером 3000 рублей, обещав вернуть ее в течение... 99 лет! Закончился срок выплаты “машканты” в 1967 году, когда Иерусалим был освобожден. Мало кому известно, что в девятнадцатом — начале двадцатого века еврейские кварталы Иерусалима стремительно разрослись благодаря убежденным сионистам, репатриировавшимся из России. ...
----------------------
полный текст эссе Жени Кравчик о Восточном Иерусалиме и много её авторских фотографий здесь:
http://evreimir.com/94097/140927_kravchik_yerushalaim/