Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:
Оригинал взят у dona_anna в Радость Торы


Image Hosted by PiXS.ru

Радость Торы - именно так переводится название праздника Симхат-Тора (ивр. שמחת תורה), который начинается вечером 15 октября. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы, и сразу же начинается новый цикл.
Так что самое время поговорить о Торе. Но не о Торе, бестселлере всех времен и народов, переведенной на все возможные языки, - о ней пишут многие, более знающие, чем я :). Просто немного поговорим, как устроен свиток Торы.



Поговорим о свитке, несущем в себе традицию с самых древних времен.
Свиток Торы или Се́фер-Тора́ (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה‎) — рукописный пергаментный свиток с текстом Торы, используемый для публичного чтения в синагоге.


Свиток Торы и указка. Выставлен в музее Четыре сефардские синагоги

Свиток пишется постранично. Каждые четыре страницы сшиваются вместе, образуя `раздел`. Разделы затем сшивают в свиток, концы которого прикрепляются к круглым деревянным валикам, называемым "ацей хаим" (букв. «Древа Жизни»), с рукоятками по обеим сторонам; между рукоятками и самим валиком надеваются деревянные диски, поддерживающие свиток, когда он находится в вертикальном положении. С помощью "ацей хаим" священный свиток перематывают, не прикасаясь к нему руками.

Люди, которые переписывают Тору, имеют древнейшую профессию, которая на иврите называется סופר סת"ם софер ста"м, т.е. софер-переписчик (писец), а ста"м - сокращение от сефер (книга) Тора, тфилин, мезуза.

Как работает переписчик, я увидела на экскурсии в Центральной синагоге города Нацрат-Илит, где Хаим Кениг, переписчик священных тектов, подробно рассказал о своей работе. Это фрагмент из моего старого поста.

На чём пишут?
Начнем с того, что священные тексты пишут на специально выделанной коже кошерного животного, в нашем случае на коже телят. Можно сказать, что в наше время пишут на пергаменте, одном из древнейших носителей информации, ведь пергамент существовал до бумаги.
Священные тексты не терпят исправлений - все должно быть написано начисто, если сделана ошибка, весь текст должен быть переписан заново.

Чем пишут?

Image Hosted by PiXS.ru


Пишут специальным пером, оно сделано из пера индюка. Многие это читающие и не писали такого рода ручкой\пером:) А кое-кто и писать-то уже толком не умеет, а только печатает :).


Пишут специальными чернилами, которые готовят по древним рецептам.


Как пишут свиток Торы


Хаим Кениг держит в руках одну страницу будущего свитка Торы. Такие страницы будут сшиты между собой, и получится целый свиток.


Будем писать?


Отдельный лист, который вы видите, это текст Торы, с которого списывает переписчик.


Тут он виден спереди.




Свиток Торы пишется так называемым квадратным («ассирийским») шрифтом, который существует в двух вариантах — ашкеназском, соответствующем описываемому в Талмуде (Шаб. 104а), и сефардском, соответствующем печатному шрифту, используемому при издании священных книг. Толщина линии в начертании буквы разная, поэтому писец должен менять угол, под которым перо касается пергамента. Подробнее см. здесь


Вообще, такая работа требует огромной концентрации. Как Хаим писал что-то, когда мы стояли в его комнате в составе целой экскурсионной группы, человек 50...


При написании свитка Торы вы можете купить одну букву, она стоит 18 шекелей. Деньги пойдут на развитие синагоги. 18 шек. за букву - это тоже не просто так. Число 18 - это в гематрии חי (Хай - жив), и используется очень часто в расчете цдаки - пожертвований. Так и говорят - я жертвую חי שקלים или פי כמה חי שקלים
18 шекелей или любое кратное 18.



Вот он пишет купленную букву - жаль не видео пишу, а фотографирую. Еврейская каллиграфия красивая, с любой другой может конкурировать :).


Фрагмент будущего свитка Торы крупным планом.

Самым старым свитком Торы на сегодняшний является свиток 12 века, находящийся в университетском архиве Болоньи. То, что свиток написан в 12 веке, выяснилось только в 2013 году. До этого числился в каталоге, как написанный в 17 веке.

Его возрастная принадлежность была определена с помощью текста свитка. Было обнаружено, что он содержит слова и знаки, написание которых было изменено в 12 веке. Свиток находится в прекрасном состоянии. Свиток попал в университет Болоньи из местного доминиканского монастыря, по всей видимости, когда монашеские ордена были упразднены Наполеоном Бонапартом. В период раннего Средневековья христианские и иудейские ученые тесно сотрудничали между собой, поэтому хранение свитка Торы в христианском монастыре было "абсолютно нормальным" явлением.



Сохранилась рукописная Тора Рамхаля, написанная чернилами, сделанными из гранатовых корок. Он написал ее собственноручно, это где-то 1740ые годы. Почему она написано именно гранатовыми чернилами, не знаю.
К сожалению, все-таки три с половиной столетия для гранатовых чернил оказалось слишком много, и исчезли целые слова и фразы. Таким образом свиток стал негодным для чтения. Так как свиток очень ценен своей историей, вместо того, чтобы отправить его в генизу (специальное хранилище), он выставлен на всеобщее обозрение в синагоге Рамхаля в Акко.


Свиток Торы с указкой из Музея Эрец-Исраэль. Здесь вы видите, что деревянные стержни, на которые наматывается свиток Торы - "ацей хаим", украшены небольшими гранатами.


По внешнему виду свитка в чехле можно определить, в какой традиции написан свиток, в ашкеназийской или сефардской. Чехлы в ашкеназийской традиции тканевые, вышитые. Чехлы сефардские, я бы сказала, футляры,- жесткие, оформленные металлом.
Вы видите 4 свитка в ашкеназийской традиции слева и свиток в сефардской традиции, крайний справа. Это свитки Торы в Центральной синагоге города Нацрат-Илит.

Свитки Торы принято украшать: гранаты, короны, подносы и указки, сопровождающие их, всегда весьма красивы. Часто изготавливаются или украшаются серебром и золотом.


Свиток Торы в традиционном сефардском чехле.
Музей Четыре сефардские синагоги


Свиток Торы и подносы для него.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Ашкеназийский чехол для Торы и в корона. Ашкеназийские чехлы, обычно, из бархата и других дорогих тканей.
Музей Эрец-Исраэль


Ашкеназийский чехол для Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Ашкеназийский чехол для Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Ашкеназийский чехол для Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Тканевый чехол для свитка Торы с короной и гранатами. Выставлен в музее Четыре сефардские синагоги. Даже и не знаю, что сказать... Как-то не в сефардской традиции...


Сефарский чехол с короной. Тут уж не ошибешься :).
Музей Четыре сефардские синагоги.


Ашкеназийские свитки в живописи.


"Одиночество", Марк Шагал 1933г..
Тель-Авивский художественный музей.


"Еврей со свитком Торы", Марк Шагал 1925г..
Тель-Авивский художественный музей.


"Йом Кипур (Судный день)" Мауриций Готтлиб.
Тель-Авивский художественный музей



Картина Мане Каца, изображающая предметы иудаики. Свитки Торы явно ашкеназийские, в тканевых чехлах.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Поднос для свитка Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.


Поднос для свитка Торы.
Музей Четыре сефардские синагоги.


Корона Торы и гранаты.
Музей Четыре сефардские синагоги.


Указки для свитков Торы, необходимы чтобы не трогать свиток руками.
Музей Четыре сефардские синагоги.



Свитки Торы, пришедшие в негодность, а также священные тексты и их фрагменты, предметы ритуала запрещено уничтожать по религиозными нормами иудаизма. Поэтому имеются специальные места их хранения. На иврите такое место называется гениза (גְּנִיזָה). Обычно такие места не выставляются напоказ. Но вот в синагоге Йосефа Каро в Цфате есть шкаф-гениза, и в нижнем левом углу мы видим 2 свитка Торы.


В музее Яд Вашем хранятся свитки Торы, пережившие Катастрофу. Свиток явно пострадал в огне.


Короны Торы из того же музея, и тоже пострадавшие в огне.

Свиток Торы, дважды спасенный.
Это история началась в маленьком австрийском городке, где были лечебно-оздоровительные источники. Там жила семья доктора Бермана, которая держала гостиницу при этих источниках. Когда нацисты пришли к власти, и земля начала гореть под ногами евреев, они отправили старшего сына за границу. В Хрустальную ночь Ривка Берман услышала страшный шум, доносившийся со стороны синагоги, которая находилась рядом с домом Берманов. Она поспешила в синагогу и увидела, что нацисты громят синагогу. Во главе их был офицер, которой знал ее мужа - врача. Она пыталась убедить офицера остановить погром синагоги, но безуспешно. Это был приказ сверху.

Тогда Ривка решила хоть что-то спасти, она вынула из Арон Акодеш (Синагогальный Ковчег) свиток Торы и унесла его к себе домой. В эту же ночь синагогу сожгли, а семья Берман запаковала вещи и бежала из дому. Среди ценных вещей находился свиток, спасенный из синагоги. Они бежали в больницу, куда нацисты пока не решались войти, а оттуда, оформив разрешения на въезд, сумели вместе со свитком Торы добраться до Святой Земли. К сожалению, Ривка и ее муж недолго прожили на Святой Земле, быстро умерли.
Их сын присоединился к группе первопроходцев и переехал жить в Гуш Эцион и там женился на Хае. Хая не была знакома со свекровью, но она слышала историю героического спасения свитка Торы.

Не прошло и полугода жизни в Гуш Эционе, как началась Война за независимость, и арабы с англичанами напали на Гуш Эцион. У жителей Гуш Эциона было мало оружия, и они были вынуждены сдаться. Тот самый свиток Торы, спасенный из сожженной синагоги в Австрии, был бережно упакован накануне и опущен в глубокий колодец.

Часть жителей была убита, а часть взята в плен Иорданской армией. Хая, понимая, что колодец недостаточно надежное место для свитка, так как арабы захватили территорию. Она попросила иорданского легионера взять свиток с собой в плен. Легионер согласился, и Хая ушла в плен, неся с собой свиток. В течение года она бережно хранила свиток в плену. По окончании войны свиток вернулся в Израиль и теперь находится в синагоге, где молятся внуки семьи Бергман. На чехле свитка вышито "Памяти Ривки и Йосефа Бергман"



Сувенирный свиток из Цфата.


Свитки Торы на вырезке из бумаги. Авторская работа Якова Неэмана

В праздник Симхат-Тора принято петь и танцевать со свитком Торы.



Раввин Йосеф Телушкин, посетивший Москву в 1970‑х годах, писал:
"Если спросить евреев, какой еврейский праздник самый важный, то в ответ услышишь: Песах или Йом-Кипур. Однако в 60 — 70-е гг. советский еврей мог бы назвать «Симхат-Тора» — праздник, который приходится на конец Сукот, и отмечает завершение годового цикла чтения Торы. В соответствии с общепринятой шкалой еврейских религиозных приоритетов Симхат-Тора едва ли относится к наиважнейшим еврейским праздникам: он даже не упоминается в Библии. И все же в течение многих лет в ночь на Симхат-Тора евреи собирались у советских синагог, часами танцевали и пели ивритские и русско-еврейские песни. Лишь в этот день (по причинам, которые до сих пор неизвестны) советские власти разрешали евреям собираться на московской улице Архипова, у Большой синагоги. Здесь собиралось около 30 тысяч евреев, а то и больше. И это в то время, когда нередко каралось любое публичное выражение еврейского самосознания."

В Ленинграде, во дворе синагоги на Лермонтовский в праздник Симхат-Тора собирались люди, пели и танцевали. Было много молодежи. Эти праздники и я помню в конце 80х. А в 70-ые выгоняли из института за участие в них, так что тогда мы туда ходить боялись.


Инфа:
http://www.makorastam.co.il/141366/%D7%A1%D7%A4%D7%A8-%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94
http://www.delfi.lv/showtime/news/culturepark/world/v-bolone-nashli-drevnejshij-svitok-tory.d?id=43359617
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A1%D7%A4%D7%A8_%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94#cite_note-16
http://jhistory.nfurman.com/teacher/09_230.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D1%8B
Tags: еврейские праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments