Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Categories:
ДАРЫ ДЛЯ ТЕРРОРИСТОВ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛИРЫ
Автор - Александр НЕПОМНЯЩИЙ

26.12.2014, сайт http://www.jewish.ru

Почти полвека назад, 26 декабря 1968 года, террористы из «Народного фронта освобождения Палестины» атаковали в афинском аэропорту пассажирский самолет израильской авиакомпании «Эль-Аль». Они расстреляли выруливший на взлетную полосу «Боинг-707» и забросали его гранатами. Погиб один из пассажиров, была тяжело ранена стюардесса. Остальным пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Этот теракт стал вторым за год нападением террористов на израильскую авиакомпанию. За несколько месяцев до этого боевики той же организации захватили самолет, летевший в Израиль из Рима, и посадили его в Алжире. Для освобождения заложников правительству Израиля пришлось согласиться на требования террористов и освободить из тюрем их соратников.

Подготовка к ответной операции началась уже после первого теракта. От первоначального плана, предполагавшего захват и угон в Израиль арабского пассажирского самолета, отказались в пользу куда более быстрой, эффективной и масштабной акции.

Сразу после нападения в афинском аэропорту премьер-министр Израиля Леви Эшколь принял решение немедленно начать планировать акт возмездия. Ответственность за теракт Израиль возложил на Ливан — там располагалась база «Народного фронта», который пользовался благосклонностью правительства этой страны.

Было решено совершить рейд в международный аэропорт Бейрута, на тот момент крупнейший на Ближнем Востоке, и уничтожить максимальное число пассажирских бортов, принадлежавших арабским авиакомпаниям. Возможно, учитывая, что события происходили в период Рождества, операцию назвали «Дар».

Выполнение задания было поручено отряду бойцов из бригады парашютистов и спецназа Генштаба армии под командованием бригадного генерала Рафаэля Эйтана. В общей сложности в операции было задействовано пятнадцать вертолетов, дюжина самолетов и целая флотилия, включавшая шесть катеров и несколько моторных десантных лодок, — на случай эвакуации отступающих бойцов морским путем.

Через два дня после трагедии в Афинах, вечером 28 декабря, три транспортных вертолета «Супер Фрелон» под прикрытием еще двух, «Бел-205», за 45 минут доставили израильских бойцов с базы Рамат-Давид, расположенной неподалеку от Хайфы, в бейрутский аэропорт.

Чтобы остаться незамеченной, вся эскадра прошла вдоль берега моря на минимальной высоте, с выключенными огнями. Лишь фосфоресцирующие пластины, укрепленные на концах несущих винтов, позволяли летчикам не терять друг друга в темноте.

Одновременно с высадкой десанта с воздуха была создана дымовая завеса, отрезавшая комплекс от внешнего мира. Ведущие к нему трассы были перекрыты сброшенными сверху гвоздями и веществом, сделавшим дорогу скользкой. А предупредительный огонь остановил грузовик с ливанскими солдатами и броневик, которые пытались прорваться в аэропорт по грунтовке.

В самом аэропорту десантники, не встретив сопротивления, определили пятнадцать лайнеров арабских компаний, выпустили оказавшихся в них пассажиров, а затем, заминировав каждое из крыльев, в которых находилось авиационное топливо, взорвали самолеты. Вся операция заняла полчаса, после чего израильские бойцы благополучно вернулись домой. Ни с израильской, ни с ливанской стороны не погиб ни один человек.

Существует забавная легенда, рассказывающая о том, как генерал Эйтан, известный своим хладнокровием и своеобразным чувством юмора, осуществлял командование, а точнее, наблюдение за ходом операции из кафе, расположенного в здании бейрутского аэропорта. Он вошел внутрь, сел за столик с видом на разворачивавшееся на летном поле действо и заказал чашку кофе. После того как все закончилось, он поблагодарил оторопевших владельцев, сообщив, что кофе ему очень понравился. Затем, извинившись за то, что у него нет с собой ливанских денег, генерал расплатился израильской банкнотой в одну лиру. Впоследствии Эйтан, который сначала стал начальником Генштаба, а после выхода в отставку возглавил собственную партию и занимал высокие посты в израильском правительстве, категорически отказывался подтверждать или опровергать эти слухи. Говорят, однако, что купюра с рыбаком на берегу озера Кинерет до сих пор хранится в ресторане аэропорта Бейрута.

В результате операции «Дар» было уничтожено четырнадцать ливанских самолетов (один в итоге не взорвался), то есть более половины гражданского воздушного флота страны. Нанесенный ущерб впоследствии оценили более чем в 40 млн долларов.

Спустя три дня созванный по требованию Ливана Совет Безопасности ООН осудил Израиль и предупредил о возможном принятии против него санкций. Президент Франции Шарль де Голль, воспользовавшись ситуацией, ужесточил эмбарго на поставки оружия Израилю и отказался передать еврейскому государству уже оплаченные пятьдесят «Миражей-5». С этого момента военное оборудование в Израиль стало поступать преимущественно из США.

Сама по себе операция «Дар» не сумела положить конец попыткам угона самолетов, превратившимся в часть трагической реальности современного мира. Однако именно она стала одной из первых демонстраций боевых возможностей израильской армии, способной нанести удар по врагу в любой точке мира.
Tags: Ливан, ООН, Франция, теракт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment