Автор - Арик ЭЛЬМАН, политолог, журналист.
19 января 2015 года, сайт iton.tv
В ходе короткой поездки премьер-министра Биньямина Нетаниягу в Париж на «Шествие солидарности», организованное после терактов, совершенных местными исламистами в редакции сатирического журнала «Шарли Хебдо» и кошерном супермаркете, израильская пресса — при содействии некоторых политиков — вновь продемонстрировала, почему она обладает столь низким кредитом доверия у народа и почему ее финансовые проблемы и даже угроза закрытия СМИ — газеты «Маарив», 10 телеканала — никого, кроме самих журналистов, не беспокоят
Главное - свалить Нетаниягу
Для того чтобы понять, почему визит Нетаниягу в Париж проходил под аккомпанемент все более оторванной от реальности критики, следует еще раз вспомнить, что как минимум до 17 марта в подавляющем большинстве мэйнстримных израильских СМИ все новости и все события будут рассматриваться через одну простую призму — хорошо это для свержения Нетаниягу или плохо, и подаваться читателю, слушателю и зрителю соответственно. Для этого не нужен «заговор» — израильские журналисты настолько похожи по своему профессиональному воспитанию, мышлению и политической ориентации, что единство мышления достигается практически само собой.
Концепция «только не Биби» работает столь откровенно, что израильские политики из всех партий, конкурирующих с «Ликудом», уяснили — в этом сезоне неважно, какие у тебя взгляды на отношения религии и государства, права арабов или концепцию мирного урегулирования — если ты готов/а начинать с как можно более демагогической и развязной критики в адрес премьер-министра, тебе обеспечены благосклонное внимание СМИ и минимум каверзных вопросов.
Итак, в то время как Биньямин Нетаниягу эффективно и с достоинством представлял Израиль на одном из наиболее символически важных событий последних лет, израильские журналисты критиковали его за то, что он якобы «протиснулся» в первый ряд шествия и упрекали его за то, что он «навязал» свой приезд руководству Франции. В то время как лидера еврейского государства встречали овациями в главной синагоге Парижа, израильские публицисты возмущались, как он посмел напомнить французским евреям, что у них есть дом в Израиле.
Подтасовка фактов
Дело дошло и до откровенных искажений фактов. Израильские телеканалы показали (без перевода) видеозапись французских телевизионщиков, которым в хаосе торжественного, но плохо организованного «марша солидарности» удалось приблизиться буквально на расстояние вытянутой руки к премьер-министру Израиля. Нетаниягу, которого организаторы никак не могли посадить в автобус, сохранял спокойствие, а израильские комментаторы объясняли за кадром, что французская пресса смеется над Биби. Через некоторое время уже переведенный видеоклип попал в Интернет, и оказалось, что ведущим прямого эфира французского телеканала совсем не смешно — они потрясены тем, как плохо работают французские силы безопасности после беспрецедентной волны терактов в столице.
Постепенно, несмотря на все усилия израильских «сторожевых псов демократии», дымовая завеса лжи вокруг визита премьер-министра в Париж стала рассеиваться. Просмотр видеосъемки марша показал, что Нетаниягу никуда не «лез» — напротив, его двигали в первый ряд организаторы, которым было важно, чтобы там оказалась узнаваемая фигура, а не только президент Мали. Если уж кто и лез в первый ряд с дурацкой улыбкой на физиономии, так это любимый партнер израильских левых по мирному процессу — Абу-Мазен.
Тем не менее, хозяин и вождь партии «Еш атид» Яир Лапид успел в одном из своих бесконечных интервью раскритиковать Нетаниягу за то, что тот продемонстрировал своим поведением «негативный образ невоспитанного израильтянина». Оставляя в стороне тот факт, что само обвинение оказалось ерундой, хочется все же задать Лапиду вопрос, который ему, по вполне понятным причинам, не задали его интервьюеры — а почему, собственно, демократически избранный премьер-министр еврейского государства не должен стремиться попасть в первый ряд мировых лидеров, протестующих — НАКОНЕЦ-ТО! — против того самого кровавого, антисемитского исламского террора, которому Израиль противостоит в одиночку десятилетиями? Почему он должен скромно шагать в задних рядах? Чего ему стесняться — собственного еврейства? Вопросы, вопросы...
Невыученные уроки
Еще более странные претензии были выдвинуты к Нетаниягу за то, что он оказался... сионистом. Комментатор «газеты для думающих людей» «Гаарец» Хеми Шалев договорился до того, что назвал вполне сдержанные слова премьер-министра об Израиле как общей родине всех евреев «предательством французского союзника в трагический момент» и «ударом в спину». Ненависть, как известно, туманит мозги, и если бы Шалев немного подумал, он вспомнил бы, как всего за несколько дней перед терактами в Париже Франция проголосовала за откровенно антиизраильскую палестинскую резолюцию в Совете Безопасности ООН, и это действительно было «предательство демократического союзника». Шалев мог бы вспомнить, что убийство четырех евреев в супермаркете было далеко не первым подобным инцидентом в недавней истории Франции — и что уроки убийства евреев в Тулузе в 2012 году оказались невыученными, что вызывает сильные и оправданные сомнения в способности нынешней французской власти решить проблему исламского антисемитского террора.
Никто не должен покидать места, где он родился и вырос, и переезжать в Израиль только потому, что его жизни угрожает опасность. Более умные критики справедливо отмечают, что именно в Израиле евреи погибают от террора чаще, чем где бы то ни было, включая Францию. Тем не менее, здесь, в Израиле, евреи погибают, защищая свою Родину — место, принадлежащее им как национальному коллективу, и единственное место, где они могут жить своей национальной и духовной жизнью, не оглядываясь через плечо на нееврейское большинство. Биньямин Нетаниягу не только мог — он должен был напомнить об этом, как французским евреям, так и всему миру, и в том числе израильским журналистам и нам с вами. В оставшееся до 17 марта время нам стоит запомнить эту простую истину — она имеет самое прямое отношение к выбору, который нам предстоит сделать.