Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...

Image Hosted by PiXS.ru

Этель Ковенская, советская и израильская театральная актриса.
Скончалась 25 апреля 2015 года в Тель-Авиве на 88-м году жизни.. ז"ל
.

* * *
ЭТКА, ЭТЕЛЬ, ЭТЕЛЬ ЛЬВОВНА...

Она родилась в июле 1927 года в белорусском местечке Дятлово. Окончила театральный техникум при Московском государственном еврейском театре. Приехав в 1940 году в Москву из Гродно, эта обаятельная застенчивая девочка на первых же "смотринах" покорила приемную комиссию.

Много лет спустя Наталья Соломоновна Вовси-Михоэлс рассказала именно об этом:

"В сороковом году, после присоединения западных областей, в студию стала стекаться молодежь из местечек. Идиш был для них родным языком. Я навсегда запомнила жаркий сентябрьский день, когда маленькое помещение студии в Столешниковом переулке гудело от взволнованных молодых голосов. Фаня Ефимовна, коверкая слова, пыталась объясняться на идише с поступающими. Ждали Михоэлса, который, конечно, опаздывал. Наконец, он появился, и всех позвали в зал.

Первой к экзаменационному столу подошла высокая веснушчатая девочка в завитушках. Красное в горошек платье едва доходило ей до колен. Михоэлс с нескрываемой симпатией улыбнулся девочке и первым делом спросил, сколько ей лет, — на вид она была совсем ребенком.

— Почти шестнадцать, я уже скоро получу паспорт, — торопливо отвечала она, комкая в руках платочек.
— А что ты будешь читать?
— Переца. «Набожная кошка».

Она вышла на сцену и на наших глазах буквально пережила несколько перевоплощений: то она была кошкой, то автором, то самим Господом Богом. Михоэлс был в восторге. Обаяние, которое излучала эта девочка, моментально покорило всех.

Так впервые появилась в нашем театре его будущая звезда и героиня Этель Ковенская.

По дороге домой отец мне сказал, что, кажется, нашел Рейзл для «Блуждающих звезд» — ближайшего спектакля, который готовился к постановке».


В 1946 году Этель сыграла роль Сореле в пьесе "Замужество". И хотя спектакль этот был для ГОСЕТа проходящим, игра Ковенской в нем вызвала всеобщее восхищение. В ГОСЕТе Этель Ковенская была недолго - не по своей воле: 29 декабря 1949 года театр был закрыт. Но уже через месяц ее, единственную из актрис театра Михоэлса, пригласил в Театр им. Моссовета Юрий Александрович Завадский. И снова Ковенская попала, по ее собственному выражению, в театр гениев.

Израильская журналистка Шели Шрайман приводит такой монолог Этель Ковенской о Завадском:

«13 января 1953 года у нас было общее собрание в театре и лекция полковника, который читал военное дело. И вот я поднимаюсь по лестнице, а навстречу Толя Адоскин: «Этка, не ходи туда! Ты сегодня «Правду» читала?» Я взяла газету и увидела список «врачей-убийц», еврейские фамилии... Шла домой и думала только об одном: «Как покончить жизнь самоубийством? Как это делается?» В театр в тот день пришли НКВД-шники и сказали Завадскому, что меня придется сократить, на что он ответил: «Если сократите Ковенскую, сокращайте и меня». Но я узнала об этом позже. Утром Иришка Соколова мне сообщила: «Этка, тебя не сократили!». Я никогда этого не забуду. Кто такая я – еврейка из проклятого, расстрелянного и разгромленного «жидовского» театра и кто такой Завадский – человек русской крови. И все же он меня тогда отстоял, несмотря на то, что сам мог за это дорого заплатить».

* * *
За свою долгую творческую жизнь Этель Ковенская была актрисой в трех театрах на трех языках: в ГОСЕТе - на идише, в Театре имени Моссовета - на русском, в "Габиме" - на иврите. В 2002 году в фильме режиссера Довера Косашвили "Поздний брак" сыграла роль грузинской бабушки на грузинском языке. Иногда пела песни на польском. Каждый из театров для Ковенской стал эпохой в ее творческой жизни.

В "Габиме" Этель Ковенская играла в спектаклях "Дерево гуайявы", "Дядя Ваня", "Закат", "Приглашение к чашке кофе". Израильская ивритская пресса, не очень щедрая на похвалу, для Этель Ковенской сделала исключение: каждая сыгранная ею роль была не только замечена, но и вызвала восторженные отклики.

Однако большая часть театральной жизни Ковенской была отдана Театру имени Моссовета, где она сыграла знаменитые шекспировские роли. Первой из них была Дездемона:

"В Дездемоне я уловила что-то, идущее от Джульетты. Для нее, девушки из богатой, благополучной венецианской семьи, любовь к Отелло была подвигом. В этой любви раскрылись лучшие черты ее характера - так мне помог истолковать этот образ Юрий Александрович. В "Короле Лире", поставленном Ириной Сергеевной Анисимовой-Вульф, я играла Корделию - истинную, достойную дочь мудрого, благородного Лира. Она не могла построить свое счастье на лицемерии и лжи. Еще две шекспировские роли: Регана - сестра Корделии и жизнерадостная Форд в "Виндзорских насмешницах". Я люблю этот спектакль и свою роль в нем, роль женщины с чувством юмора, презирающей и высмеивающей пороки".


* * *
С 1972 года Этель Ковенская жила в Израиле, где была одной из ведущих актрис театров "Габима" и "Идишпиль".

hhttp://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=8053
Tags: личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments