Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Categories:
Вернусь к недавнему своему посту
интервью московского сайта Lenta.ru
с литературоведом - исследователем Зеевом Бар Селлой (Владимиром Наумовым). Суть его многолетних исследований - поиски подлинного автора романа "Тихий Дон".

Под тэгом "Зеев Бар Селла" в моём Живом Журнале накопилось много постов о двух сторонах деятельности Зеева Бар Селла - и как литературоведа, и как офицера израильской армии, участника ливанской войны 1984 года. Рекомендую пройтись по этому тэгу, откроется много интересного.

А сейчас перепечатаю свой пост от 24 декабря 2008 года.


* * *
189.61 КБ
На обложке внизу фамилия автора: Зеев бар-Селла (на фотографии обрезана).

В Израиле эта книга не продавалась, несмотря на прошедшую её презентацию в Иерусалиме зимой 2006. Туда я не доехала, а раздобыла телефон автора и спросила, могу ли её у него приобрести. В ответ услышала, что купить книгу можно только в Москве и не в магазине, а в типографии по такому-то адресу, где находится весь тираж. Летом 2006 моя дочь Инна привезла из Москвы этот увесистый том.


Вот уже сколько лет храню пожелтевшие газетные вырезки из "Окон", литературно-публицистического приложения к газете "Вести":

- под названием "Имя" (номера от 26.06.97 и 17.07.97)
- под названием "Вечный анекдот" (номера от 9.12.99 и 16.12.97)

Автор газетных публикаций один - Зеев Бар-Селла (Владимир Наумов), литературовед, лингвист. Житель Москвы, потом Иерусалима, сейчас вновь Москвы.

Имя, которое Зеев Бар-Селла раскрывает читателям, - Виктор Севский, и это литературный псевдоним Вениамина Алексеевича Краснушкина. Родился в семье донского казака примерно в 1890 году. С 1911 года профессиональный журналист и литератор, первую книгу опубликовал в 1911 году, вторую в 1919 году. Сотрудничал в газете "Приазовский край". В 1914 году становится корреспондентом петербургской газеты "Речь", но его мобилизуют на фронт Первой мировой войны. Служил в казачьих частях, демобилизован в 1916 году по состоянию здоровья, вернулся на Дон, где вновь работал в газетах.

В начале 1917 года по приглашению Леонида Андреева переехал в Петроград, чтобы сотрудничать в газете "Русская Воля". Отзывы о нём были самые восторженные и именно, как о писателе божьей милости, с тонким художественным чутьём. "Он любил искусство слова и был искренним патриотом своего родного Дона, интересовался донской стариной."

Вот мнение А.Амфитеатрова: "Я любил этого человека, я считал его самым талантливым и наиболее обещающим из начинающих фельетонистов, прямым преемником угасавшему тогда Дорошевичу...Не трость, всеми ветрами колеблемая, но талант, облеченный в броню стального характера, прямолинейный и сознательный в каждом шаге, в каждой мелочи. Настоящая волевая натура."

Февральская революция, Октябрьская, начало Гражданской войны, и Севский вновь на Дону. В годы Гражданской войны активно участвовал в жизни белого казачества - в Новочеркасске и Ростове. Становится редактором газеты войскового правительства "Вольный Дон", а потом создаёт журнал "Донская Волна". Этот журнал был посвящён истории и литературе Дона.

Потом пришли красные. В январе 1920 года отъявленного белогвардейца Виктора Севского арестовали, потом расстреляли, ну, а добычу в виде объёмистой рукописи не порешили вконец, а переправили в Москву.

Все эти биографические сведения Зеев Бар-Селла отыскивал по крохам, изучая исторические труды, документальные публикации, библиографические и справочные материалы и мемуары в библиотеках Москвы, Нью-Йорка, Иерусалима, Амстердама... Была, была цель в его исканиях. Например, нашёл воспоминания одного музейного сотрудника на Дону: "Хорошо знаю Шолохова. Приезжал к нам в музей. Паренёк как паренёк. На коленках ползал: старые газеты и журналы читал. "Донскую Волну" в особенности."

Что искал? Да напечатанную главу из романа "Тихий Дон" за подписью "Виктор Севский". Зачем? Чтобы уничтожить улики. Окончание публикации Зеева Бар-Селлы под названием "Имя" в старых "Вестях" звучит так:

"Если роман "Тихий Дон" написал кто-то другой, то тогда его автор был полным двойником В.Севского. Но у Виктора Севского не было двойников".

* * *
Итак, рукопись доставлена в Москву и вылёживается в недрах столичного управления ВЧК. Ожидает там своего часа, кого назначат её автором. Новой пролетарской власти для самоутверждения нужны, ох как нужны реальные художественные достижения. Хотя бы чтобы утереть нос дореволюционной буржуазной культуре. Требования к автору: близкое знакомство с жизнью и бытом донского казачества, и чтоб был не чистоплюй с принципами. И тут в Москве объявляется и сам выходит на связь уроженец донского хутора Михаил Шолохов. А что молод (20 лет) и на фронтах Первой мировой не побывал, то это не помеха (год рождения кандидата в авторы - 1905). И Шолохов по наводке ВЧК начинает сотворять свою литературную биографию.

Толстенная книга Зеева бар Селлы это серьёзное исследование, не доступное банальному пересказу. Оно состоит из фактов, биографий, сопоставлений дат, из глубоких текстологических экскурсов, из массы документов, воспоминаний, писем, свидетельств, анализа последующего жизненного и литературного пути Шолохова. Убедительно доказывающих, что: "литературная биография Шолохова это не продукт личной инициативы малограмотного парня из донской станицы, а результат операции, спланированной и проведённой весьма компетентным учреждением".

А что до совести субъекта, назначенного автором романа "Тихий Дон" и согласившегося им быть всю свою жизнь, то это уже издержки.
Tags: Зеев Бар Селла, Россия, книги из моей библиотеки, шнобель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments