Вчера вечером израильские зрители встретились с любимыми артистами театра имени Вахтангова. Режиссер Римас Туманис представил спектакль «Улыбнись нам, Господи» по романам писателя Григория Кановича. Этот спектакль не относится к разряду тех, которые посмотришь с улыбкой и, выйдя из зала, быстро забудешь, погрузившись в свои, само собой, очень важные житейские дела. Нет, ты будешь сопротивляться его тягучей безысходности, будешь с радостью ловить искры тепла и надежды, будешь двигаться по дороге жизни вместе с его героями. И не надейся, что эта история, сыгранная талантливыми актёрами, оставит тебя за порогом театра. Не получится! Ты будешь думать о нем, ты будешь пытаться понять его, ты будешь вспоминать реплики и размышления старого каменотеса Эфраима, бывшего лавочника, а теперь нищего Авнера Розенталя, мечтающего стать деревом, суетливого и нервного Лазарека, грустную, хромоногую Козочку.
Римас Туманис: «Произведения Кановича - тонкая, щепетильная проза, пронизанная любовью к родителям. Дети, как говорит один из героев Кановича, «дальше далекого», они уходят и уходят все дальше и дальше. Родители уже не способны их догнать, остановить. Родительская боль, потери, расставания - эти темы волнуют. В путешествии к детям раскрывается судьба евреев, их мироощущение на той части земли, которая называется «Ерушалаим да Лита». Конец XIX - начало XX веков. В Вильно (современный Вильнюс) жило много евреев. Город называли северным Ерушалаимом... Я - литовец, католик, не еврей. Но мне очень нравится глубокое, уважительное, бережное отношение евреев к земле Литвы. Мне приятно, когда в центре Москвы звучат названия литовских городов и разворачивается история, которая происходит в Литве. В Тель-Авиве мне тоже будет приятно услышать названия родных мест, поделиться со зрителями краем, о котором мало кто знает.»
Невозможно не восхищаться тем визуальным миром, который придумал постоянный соавтор Туминаса художник Адомас Яцовскис. Миром еврейским и одновременно с примесью вечных примет литовского спектакля – камень, дерево, вода, зерно... Как здорово и виртуозно быстро собирается новый импровизированный «ноев ковчег» – повозка, на которой герои отправляются в путешествие. Из самого разного скарба – чемоданов, сундуков, мешков. И здоровенный сундук с повешенным на него женским портретом забавно символизирует лошадь. И Лазарек – Алексей Гуськов, не с хлыстом, но с палочкой в руке, этой лошадью не правит, но словно бы дирижирует. Ею и всей поездкой.
Трогательный и трагикомический Авнер Розенталь – Виктор Сухоруков, похожий на новое и весьма своеобразное воплощение почти шекспировского шута. Как и положено шуту, подчас затмевающему королей, Розенталь – Сухоруков становится центром этой истории, ее самым активным и непредсказуемым игроком, за которым можно наблюдать безостановочно, не уставая при этом.
Писатель, поэт и драматург Григорий Семенович Канович родился в Каунасе в 1929 году в семье портного, соблюдавшего еврейские традиции. В 1953 году окончил историко-филологический факультет Вильнюсского университета. Канович один из немногих авторов, писавших в Советском Союзе на еврейскую тему.
За утверждение гуманистических ценностей в литературе удостоен Национальной премии Литвы в области искусства и культуры 2014 года. За романы «Слезы и молитвы дураков» и «И нет рабам рая» удостоен Национальной премии Литвы. За заслуги в области культуры награжден одним из высших орденов Литвы: орденом Гедиминаса. В 1989-1993 гг. возглавлял еврейскую общину Литвы. Репатриировался в Израиль в 1993 году.
Этот спектакль не только о евреях, он о всех людях, о разобщенности поколений, о непонимании друг друга. И еще о том, что только в дороге наша жизнь, но, приехав к пункту назначения, мы с этой жизнью прощаемся.
Этот спектакль метафоричен, философичен и, прежде всего, труден, он заставляет задуматься над очень многим, заставляет пережить в себе боль и сочувствие, скорбь и вечную горькую иронию жизни. Но его стоит посмотреть!
-------------------------------------
Автор фотографий - Виктория Шуб.