Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd


Сегодня вечером отправляюсь на встречу с писательницей Татьяной Толстой. Это событие состоится в хайфском зале "Рапапорт" на Кармеле. Сейчас в утренней френдленте увидела вот эти впечатления со многими фотографиями - возможно, кому-то будет интересно...


-----------------------------------------------------

Originally posted by wildgrass at Татьяна Толстая о жизни и литературе

В апреле месяце этого года у нас в Израиле был запущен проект «Линия жизни» – своего рода клуб встреч с наиболее яркими представителями культуры – как израильской, так и зарубежной. Новый проект предусматривает общение камерное и негромкое, что очень приятно, так как каждый присутствующий чувствует себя вовлеченным в то, что происходит на сцене.

Вчера в рамках этого проекта состоялась встреча с Татьяной Толстой. Кому-то может не нравиться ее характер, манера общения; возможно, не все могут принять написанные ею книги. Но я очень сомневаюсь, что найдется кто-то, ничего не слышавший о Татьяне Никитичне. Потому, что она личность, она - интересный, умный человек, она - талантливый писатель.

Она - телеведущая, публицист, автор гениальных, цветных, как стекла в витражах рассказов и повестей, наполненных стилистической, фонетической и даже звуковой свежестью и ощущением счастья
.
Итак, мы на условной даче, в уютной обстановке, слушаем разговор ведущего Александра Гаврилова с Татьяной Никитичной Толстой и мысленно заготавливаем свои вопросики.

Image Hosted by PiXS.ru

Это был такой интересный, непринужденный разговор. Невозможно было, конечно, не коснуться детства и знаменитых дедушек и бабушек. Татьяна Никитична в связи с этим вспомнила пьесу в стихах, которую в детстве написала вместе с сестрой Екатериной к золотой свадьбе родителей. Речь там шла о подготовке свадьбы детей в семьях Толстых и Лозинских. Получилось интересно и смешно. Кстати, пьеса вошла в сборник "Легкие миры".
Все в жизни взаимосвязано. Когда в эфир вышла передача "Школа злословия", - по словам Татьяны Никитичны, название предполагало, что ведущие могут не всегда быть "лапочками", они могут и высмеять довольно едко, если таково будет их мнение по поводу времени или личности. А благодаря кому мы знаем пьесу Шеридана "Школа злословия"? Совершенно верно, благодаря гениальному переводчику Михаилу Леонидовичу Лозинскому, дедушке Татьяны Толстой.








Говоря об участии в этой передаче, Татьяна Никитична вспоминала, как ей было трудно оставаться самой собой, так как, по ее словам, она из породы "необучаемых". Она не хотела быть такой, как этого хотел от нее кто-то, подчиняться чужим мнениям и говорить не то, что она думала на самом деле. Говоря о популярности, приобретенной благодаря участию в этой передаче, Т.Н. прочла нам маленький рассказ:

"Удивительно, что хотя нас уж больше года как раскулачило НТВ, народ все еще узнает меня в местах неожиданных, вроде рыночных ворот, где всегда небольшие скопления торговых старух. Там обычно на перевернутых ведрах сидит пять-шесть бабулек с укропом, зеленым луком, закатанными неизвестно когда банками и засоленными без любви огурцами.

Сегодня покупала у одной такой букет для засолки. Старуха выглядела так, будто умерла уже давно, но все никак в гроб не ляжет, - а то кто торговать будет? У нее были банки с опасными грибами, придушенные овощи в мутных пакетах и редиска с землей. Букеты у нее тоже были ниже всякого мыслимого стандарта: лист хрена всего один, смородиновый прутик засох, а чеснока совсем не положено.

- Где же чеснок? - спросила я.

- А Дуня где? - вопросила старуха неожиданно зычным, прямо-таки мужским голосом. - За Чубайсом замужем?

Видимо, это было ответом на мой вопрос. Я представила, как она сидит перед телевизором, иссохшая как Кощей, с всклокоченными серыми волосами, и смотрит неподвижными, ввалившимися глазами на ночной экран. Нас же показывали в час ночи. Смотрит не мигая, слушает про средневековую историю, про якутский язык, про обериутов, про балет, про тюремные нравы, про японскую поэтику, про императора Александра Первого и старца Федора Кузьмича. После, в третьем часу, выключает телевизор, ложится навзничь, в вязаных носках, и долго лежит без сна, глядя в серый ночной потолок.

Ничего мы не знаем о нашей аудитории."

Роман "Кысь" Т.Н. писала 14 лет. Она привыкла к написанию рассказов, а роман - это было нечто новое. Вот как она говорила о написании рассказов. Люди, жизнь, разговоры, нечаянно услышанные, сценки, случайно увиденные, - это все готовые рассказы. Мысленно прикладываешь к этому условную рамочку, заполняешь углы тем и этим, вводными словами и описаниями, а внутри - вся суть, которую ты увидел, услышал... Но за этой рамочкой, конечно, должен стоять талант писателя и человека, умеющего видеть, слышать, думать.

Поговорили о том, что в первых рассказах она писала от третьего лица, а теперь часто пишет от первого, в чем разница отношения к персонажам. Т.Н. считает, что у писателя не должно быть любимых персонажей, что главный герой книги не обязательно должен вызывать симпатию. Писатель пишет о жизни, в которой всякие люди есть, и, особенно, когда речь идет от третьего лица, то просто говоришь о том, как живет твой персонаж, как он видит жизнь и как ее понимает. В романе "Кысь" все видится глазами главного героя Бенедикта, это в его наивном сознании искажаются слова, обозначающие реалии прошлого, - “могозин”, “энтиллегенция” и проч. Он много прочел, много услышал, но пользы ему это не принесло.Но уж таким он был по замыслу автора. Она его видела таким.

Шел разговор и о ее "Литературной школе". Берут туда тех, кто пишет хорошо, в надежде дать им возможность, благодаря обучению, писать лучше.

Вот сюда мы складывали свои вопросы. Я спросила, кого бы она выделила из современных русских писателей. Тех, кого она назвала, я не читала. В первую очередь, это - Александр Терехов, который за свой роман "Немцы" получил премию "Национальный бестселлер" и попал в список претендентов на премию "Русский букер".



Я постаралась рассказать о встрече, по возможности, подробно, надеясь создать некий эффект присутствия у тех, кто не смог этим вечером посидеть в гостях на нашей условной даче.
Tags: Хайфа, личность, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments