Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

ИЗ ФРЕНДЛЕНТЫ

Originally posted by novayagazeta at Как телевидение с Эльдаром Рязановым простилось
Нет его — и все разрешено.

В тот горестный день, когда пришла скорбная весть об уходе Эльдара Александровича Рязанова, случилось невероятное: даже звероподобное телевидение, давно уже утратившее все представления о человечности, вдруг (ненадолго, правда) показало, что и его сотрудникам, верным солдатам идеологического фронта, бывает и больно, и горько. Ведущий официозных придворных «Вестей» открыл выпуск не очередным рапортом о наших победах, не новостью о визите Путина на климатический форум во Францию, а «главным, как он сказал, событием понедельника: «Умер великий, всенародно любимый режиссер…» А лучшей памятью ушедшему из жизни стало, пожалуй, то, что ток-шоу «Прямой эфир», где обычно происходят поспешные, а потому чаще всего постыдные поминальные камлания, вообще отменили, заместив его «Воскресным вечером» с Соловьевым, к счастью, не имеющим никакого отношения к «главному событию дня».

Зато в эфир НТВ вышел экстренный выпуск такого же помоечного, как и «Прямой эфир», ток-шоу «Говорим и показываем». Здесь тоже по «горячим следам» любят обсудить моральный облик только что ушедших в мир иной любимцев публики, их жен, любовниц, законных и незаконных детей, претензии родственников на наследство и вздорный характер «совести нации». Однако что-то с самого начала пошло у них не так. Такой чистоты оказался умерший, что ни один из приглашенных в студию гостей не вспомнил, да и не сумел бы вспомнить ничего, что могло бы кинуть тень на светлый образ главного героя программы. Вспоминали его фильмы, на которых выросли поколения зрителей, умение дружить и любить, забавные или грустные эпизоды на съемочных площадках. А черный от горя Сергей Никитин упомянул еще и о даре предвидения, которым обладал Эльдар Александрович (в «Небесах обетованных» он словно предвидел, что ОМОН будет сражаться с собственным народом), и о его отношении к происходящему в стране (последние годы испытывал непреходящую боль, видя, что творится в его любимой Отчизне). Удивительно, но эти «крамольные» слова оставили в эфире, хотя ведущий Закошанский и не дал Никитину их развить, предложив лучше спеть.

Впрочем, недолго продержалось НТВ в рамках приличий, подобающих печальным обстоятельствам. Свинья, как говорится, грязи найдет. В тот же вечер вышел еще один «экстренный выпуск» — программы «Новые русские сенсации» под завлекательным названием «Завещание Эльдара Рязанова». И открыли его шокирующими кадрами: больничная палата, на кровати — беспомощный Эльдар Рязанов. Над ним склоняется и что-то говорит жена. Рядом суетятся врачи. Голос за кадром уточняет: «Финальные кадры фиксирует на мобильный телефон кто-то из медицинского персонала… Телефон предательски дрожит. Здесь и без слов понятно: Эльдар Рязанов находится в критическом состоянии…»

Примерно год назад в Сети появился и широко обсуждался пост молодого врача Алексея Кащеева, в котором тот рассказал о переписке с некоей Юлей, корреспонденткой канала «Лайфньюс». Узнав о госпитализации режиссера в отделение реанимации, она предложила доктору «хорошее вознаграждение» за то, чтобы он, когда пациент умрет, оперативно проинформировал ее об этом. «И сколько за это платят?» — поинтересовался у нее доктор Кащеев. «Самое главное, чтобы я узнала об этом первой. Я не обижу и хорошо отплачу», — пообещала «журналистка».

Кащеев тогда не только отказался от «выгодного» предложения, но и обнародовал этот дикий разговор, написав у себя в фейсбуке: «Серийный убийца не должен работать анестезиологом, а человек без моральных ценностей не должен работать журналистом». Спустя год среди медицинского персонала в клинике, где провел последние свои дни всенародно любимый режиссер, нашелся и «купец» — тот, кто по собственной ли инициативе, по просьбе ли подобной «Юли» снял умирающего, и уж, конечно, «покупатель» — канал НТВ, который с радостью приобрел и продемонстрировал этот «товар» многомиллионной аудитории. Мертвым не больно. Живым — больно. Да и то, наверное, не всем, а лишь тем, кто сохранил в себе те самые моральные ценности, о которых говорил доктор Кащеев. Благодаря «духовным пастырям», подобным нашим телеканалам, таких будет все меньше и меньше. Если Эльдар Рязанов в своих фильмах очеловечивал публику, воспитывая в людях чувства добрые и уважение к личному достоинству каждого, то ТВ методично занимается обратным — расчеловечиванием. Потому и слезы, которые ТВ проливало по умершему, скорее крокодиловы. Нет больше Рязанова — и все разрешено.

День, когда страна прощалась со своим подлинным кумиром, совпал с оглашением Послания президента Путина Федеральному собранию (видимо, по этой причине родным Рязанова отказали в просьбе предоставить им для прощания и гражданской панихиды Колонный зал Дома союзов — ни к чему массовые скопления народа практически под стенами Кремля в то время, когда там собралась вся номенклатура, та самая, из актуальных и сегодня куплетов «Забытой мелодии для флейты»: «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем»).

Стоит ли говорить, что о предстоящем событии все федеральные телеканалы начали говорить с самого утра, отсчитывая оставшиеся до него часы и минуты. Лучший перл принадлежит корреспондентке канала «Россия 24»: «Менее чем через час, уже через считаные минуты прозвучит Послание президента…» В большом поле экрана своими ожиданиями делились депутаты, сенаторы, лидеры партий, министры. А в маленьком оконце в углу экрана к Центральному дому литераторов тянулась все увеличивающаяся очередь скорбящих людей с цветами, пришедших проститься с великим режиссером. «Вести», которые в день его ухода оттеснили другие события и новости на второй план, теперь исправились, показав короткий сюжет из ЦДЛ лишь на 45-й минуте после начала выпуска. Люди, обычные зрители, не скрывали слез: «Он был нам родным». Почти плакал и советник президента по культурным связям Михаил Швыдкой (единственный, между прочим, из замеченных камерой представителей политической элиты, посчитавший своим долгом прийти на прощание): «Эльдар Александрович учил нас жить не боясь». А спустя несколько минут ликующая Ольга Скабеева из Кремля, озираясь по сторонам, уже с восторгом перечисляла тех, кто занимал свои места в Георгиевском зале Кремля. И это были словно два мира, две непересекающиеся страны: одна — благодарная великому, всенародно любимому художнику за талант и доброту, другая — просто за все заранее благодарная. Не художнику. Не Рязанову. Да и бог с ней.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»
Фото: РИА Новости

Tags: Дмитрий Киселёв, хамнет, цунами пошлости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments