Кандалакшский район расположен на юге Мурманской области, ближе к Карелии. После того как Норвегия, на которую через российский север обрушилась первая волна беженцев, официально закрыла для них границы, Кандалакша приняла «сирийскую» эстафету от поселка Никель. Теперь все прилетающие в мурманский аэропорт московскими и питерскими рейсами смуглолицые «туристы» на такси преодолевают 300 км до Кандалакши, а там… становятся владельцами собственного транспорта.
Как уже рассказывала «Новая», в странах Шенгенского соглашения предусмотрена ответственность для водителей, доставляющих через границы нелегалов — любых лиц без виз. А пеший переход через европейские границы из Мурманской области запрещен. Поэтому всю осень сирийцы, афганцы, иракцы и представители еще 27 национальностей пересекали границы на велосипедах.
Ломая голову над ограничением нахлынувшего потока беженцев, финны додумались до остроумного решения: запретили пересечение границы на велосипеде во избежание аварий. Дескать, в связи с наступлением зимы и полярной ночи видимость на дорогах низкая, и велосипедисты могут попасть в ДТП.
Ответ был не менее остроумен: российские организаторы трафика, втюхивавшие мигрантам велики, стали продавать им автохлам. Главное, чтобы у покупателя были права! Реальный перевозчик в этом случае может ехать со своими клиентами в качестве пассажира и своего рода сопровождающего. И теперь за финским чек-пойнтом «Салла» вместо свалки велосипедов — свалка российского автопрома (транспорт у нелегалов конфискуют на границе).
По словам Евгения, самая ходовая марка среди гостей с юга — «Жигули». Цена вопроса 35—40 тысяч рублей, а печка отменная, и это сейчас, когда на Кольском полуострове мороз за 30, наиболее актуально. Ведь перед границей мигранты проводят не час и не два.
На прошлой неделе около 50 нелегалов скопились перед чек-пойнтом с российской стороны на несколько суток. Большинство из них было выходцами из Афганистана, несколько лет прожившими в Краснодарском крае. Не получив разрешения на въезд, они в итоге вернулись в Кандалакшу.
Официальный запрет погранслужбы финской провинции Лапландия впускать в страну людей любого происхождения без виз не означает, что трафик перекрыт. По свидетельству разговаривавших с нами перевозчиков, движение по кандалакшскому коридору продолжается, шансы перебраться в Европу остались у тех, кто въехал в Россию по однократной визе и, выехав, уже не может вернуться обратно. А также у тех, кто, как многие из краснодарских афганцев, подсуетился и обзавелся постановлением о выдворении за пределы РФ. Если раньше гастарбайтеры бегали от ФМС, то теперь сами являются с повинной, чтоб уплатить 5 тысяч рублей штрафа и вооружиться нужной бумагой. Она гарантирует, что обратно в Россию мигранта не впустят. И значит, финнам придется-таки принять его и уже на своей территории решать дальнейшие вопросы.
А вопросов много, в первую очередь у полиции. Например, полиция Хельсинки заявила о нескольких изнасилованиях, в которых обвиняются приезжие, в том числе трех, совершенных в новогоднюю ночь.
Чтобы отсеять заведомо маргинальных «гостей», правительство Финляндии ужесточило правила предоставления убежища и планирует уменьшить размер соцобеспечения мигрантов. Как сообщили в Мурманском отделении генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, введены более строгие критерии по воссоединению семей, кроме того, на защиту не смогут претендовать выходцы из Южного и Восточного Афганистана.
Это уже способствовало тому, что многие просители стали отзывать заявления о предоставлении убежища. Не дожидаясь отказа, который влечет депортацию, они используют шанс и едут дальше в Европу.
Сейчас финны планируют ускорить рассмотрение документов и решение вопросов по выдворению из страны нежелательных приезжих. Так уже сделали в соседней Норвегии. Оттуда в Россию с начала зимы депортированы более 600 претендентов на убежища. Кроме того, в Осло заявили о расследовании в отношении 20 мигрантов, которых подозревают в военных преступлениях в Сирии. Первичная информация поступила от иммиграционных служб, которые обнаружили на смартфонах приезжих видеозаписи пыток и убийств. Однако сами сирийцы заявляли, что скачали эти записи, чтобы продемонстрировать пограничникам как аргумент для предоставления убежища.
Татьяна Брицкая
собственный корреспондент в Заполярье
----------------------------
Интересно, что в самой необъятной России сирийцы, афганцы, североафриканцы и пр. ищущие пристанища переселенцы не хотят оставаться, да им, наверно, гуманные российские власти и не предлагают приют. Их дело - только обсуждать положение с беженцами в европейских странах - без малейшего предположения, что им может быть предоставлено право не только на транзит через Россию, но и на возможность жить в самой России.