Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:

ОТ СТРАНЫ ДО ТЮРЬМЫ.
Автор - Меир АНТОПОЛЬСКИЙ.

19.02.2016, сайт http://www.jewish.ru

Эхуд Ольмерт, бывший – не так давно – премьер-министр еврейского государства, сел таки в тюрьму за взяточничество после многолетнего утомительного судебного процесса. Его адвокаты сражались как львы за каждый лишний месяц и в результате выкромсали ему относительно не страшный срок. Но для бывшего мэра столицы, а потом премьера, и это немалый удар.

День водворения Ольмерта в тюрьму сопровождался невероятным припадком какой-то уж запредельной желтизны в израильских СМИ. Вот фото – Ольмерт подъезжает к месту отбывания заключения. А вот – выходит из машины. Арестантская роба, приготовленная специально для него, тюремный коридор, по которому он пройдет... Слава Б-гу, телевизор я не смотрю, но и газет, и интернета хватило мне с избытком, до припадка тошноты. Немолодой человек идет в тюрьму – не тема для фоторепортажа.

Но газетчики-то ладно, с них, бедняг, какой спрос. Кто не хочет – пусть не читает. Куда большее огорчение у меня вызвали знакомые, уважаемые – без всяких кавычек – люди, которые сочли нужным напомнить всем нам о роли, которую сыграл Ольмерт в ликвидации поселений Гуш-Катифа. Поделом, мол, настигла преступника заслуженная кара.


Давайте сразу, чтобы избежать недопонимания: выселение евреев из целых областей Святой Земли, фактически этническая чистка – это, без сомнения, преступление, если не против уголовного кодекса, то против морали точно. Картины поселений, которых уж больше нет, стоят у меня перед глазами, как живые: прекрасный Се-Нур с его музеем, укутанный в зелень Хомеш, бескрайние фруктовые плантации вокруг красных крыш Неве-Дкалима, гуш-катифская гостиница с ее прекрасными пляжами. «Программа размежевания» искорёжила судьбы многих из восьми тысяч людей, которых выгнали из их домов, нанесла тяжелый удар по доверию общества к власти, навредила безопасности страны. Кроме того, приведя к власти над Газой хамасовскую диктатуру, эта программа косвенно стала причиной и тяжких страданий палестинского населения этих мест.(?)

Даже если у кого-то из архитекторов размежевания были самые добрые намерения, если они искренне заблуждались или основывались на неправильном понимании ситуации – все равно и сама «программа размежевания», и методы ее продвижения остаются, безусловно, дурными.

Большинство людей, игравших значительную роль в планировании и воплощении этой программы, уже покинули арену общественной жизни страны – кто трагически, как Ариэль Шарон, кто потихоньку. Вот и Эхуд Ольмерт без особых фанфар оставил премьерский пост, и вряд ли в стране найдется много избирателей, которые бы хотели его на эту должность вернуть.

Но от понимания, что Ольмерт принял деятельное участие в неудачной, вредной политической программе и не годится в руководители страны, до нескрываемого злорадства от того, что на пожилого человека надели куртку с номером и заперли за ним стальную дверь – великое расстояние. Воистину, целая моральная пропасть. Сказал когда-то мудрейший из людей на земле: «Не радуйся падению врага твоего, и если споткнется он, да не возликует сердце твое».

Чувство справедливости тут совершенно ни при чем. Слава Б-гу, что и по закону Торы, и по современным израильским законам обязанность судить по справедливости возложена на судей, а не на нас с вами. А что, кто-то из вас хотел бы жить, как в древних Афинах, где народное собрание большинством голосов решало, кто прав, кто виноват, кому жить, а кому умереть? А нам-то оставлено другое – эмоции. Мы можем посочувствовать. Можем просто оставить человека в покое. А можем – порассуждать о наказании свыше, «аж облизнувшись от удовольствия».

Этот последний образ я позаимствовал из лекции покойной Натальи Трауберг – выдающегося переводчика и эссеиста. Она, правда, говорила не о евреях, а о христианах, аналогичным образом испытавших искреннюю радость от того, что какого-то знакомого вдруг хватил удар после тех или иных неблаговидных поступков. Похоже, всякому религиозному человеку грозит это искушение – желание пристроиться рядом с карающей рукой Всевышнего. По нужную, по возможности, сторону, не там, где наказание.

Нет, бывают, конечно же, такие злодеи, падению которых радоваться можно и нужно. Лев Разгон вспоминал, а я слышал этот рассказ от его дочери, как 5 марта 1953 года на Северном Урале, на лагерном лесоповале, православные священники, ксендзы, мулла и евреи вместе возносили благодарственные молитвы Б-гу за избавление мира от великого зла. Кто посмеет сказать, что они были неправы? Но, помилуйте, где Сталин, а где Ольмерт... И где те святые страдальцы из лагерей Инты, а где – мы, на мягких диванах и у компьютеров.

Есть еще одна разновидность похожего «религиозного творчества». Пожалуй, еще более антипатичная. Это когда ищут и находят объяснения трагедиям и катастрофам – то цунами на них обрушилось, оказывается, за несоблюдение шаббата, то землетрясение за нескромную одежду. На днях в жуткой автокатастрофе по дороге в Иерусалим погибли шесть ортодоксальных евреев – трагедия, что тут скажешь, такие прекрасные лица, юноша, ребенок, молодая женщина... Но на похоронах, конечно же, нашелся один умник, который объяснил, что это небесная кара за то, что реформистам выделили участок у Стены Плача.
Великий философ Маймонид действительно учил непременно искать духовные причины бед и несчастий. Он писал: если при виде катастрофы мы говорим, что это просто так, случайность, природное явление – то это в нас говорит жестокосердие. Надо, обязательно надо искать виновников трагедий, которые обрушиваются на страну и на мир... но только в одном месте, пожалуйста, – в зеркале. Вот там каждый еврей, каждый человек может искать духовные причины – хоть цунами, хоть автокатастроф. А других оставьте в покое, пусть они сами с Всевышним разбираются, у каждого там свой счет.

И с Гуш-Катифом такая же история. Горько? Конечно, горько. И правильно, что горько. Дай Б-г, никогда такого больше не случится. Переживаете – это правильно, и подумайте еще, что вы лично сделали за последний месяц для заселения страны Израиля? А Эхуд Ольмерт со своей совестью сам разберется, без нашей с вами помощи. В тюрьме или на воле.

Автор о себе:
Мне 47 лет, у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм ...

----

Да, наказание Ольмерт получил не за своё активное участие в изгнании поселенцев из Гуш-Катиф в 2005 году и даже не за его указание давить молодёжь конной полицией в Амоне в 2006 году. После окончания чрезмерно затянутого судебного процесса (адвокаты старались!) он получил минимальный срок за уголовные дела, опозорившие те важные государственные посты, которые он занимал. Лично я считаю, что Ольмерт отделался лёгким сроком: всё познаётся в сравнении, а я имею опыт общения с израильским правосудием.

Но я не согласна с автором статьи, у которого "большее огорчение вызвали знакомые, уважаемые – без всяких кавычек – люди, которые сочли нужным напомнить всем нам о роли, которую сыграл Ольмерт в ликвидации поселений Гуш-Катиф." Помнить о той его роли надо всегда, даже если он осуждён не за Гуш-Катиф и не за Амону.

Не пришло то время, когда судят за Гуш-Катиф и Амону, но это время должно придти. Их организаторы попрежнему во власти так же, как и представители СМИ, их вдохновлявшие и поддерживавшие.
Tags: Амона, итнаткут, суд в Израиле, толерасты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments