Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:
Оригинал взят у dona_anna в Собраться в Песах за столом...


Image Hosted by PiXS.ru

Пришла весна лето и Песах с ним...
Песах, все-таки, самый главный еврейский праздник, освобождение из рабства, праздник свободы. Не удивительно, что столько сил и времени затрачивается на подготовку к нему, есть множество законов, говорящих как нужно его праздновать. Во все времена и при любых обстоятельствах стремились евреи отпраздновать Песах как полагается, в соответствии с традицией.
Современные израильтяне считают Песах главным семейным праздником и стараются собраться всей семьей.



О Песахе так много написано, что мои пять копеек будут почти незаметны.

Это Моше, с него-то все и началось...

Казалось бы, как просто, всего 10 заповедей, а поди ж ты...
IMGP3531b-a
Барельеф работы художника Арика Гиля, Музей Рокфеллера в Иерусалиме

IMGP6532a-a
Казалось бы, дал Всевышний еврейскому народу эти заповеди, и надо бы народу их выучить и выполнять...

IMGP6529a-a
И тут Моше понял, что взял на себя непомерную тяжесть и понес ее с честью...

Это работы художника Аси Мешулама с выставки "Вечный жид"

Я начну свой рассказ с Пасхальной Агады.

История праздника, его правила и обычаи записаны в Агаде, которую и читают во время Пасхального Песахального седера. Привычный нам текст "Пасхальной агады" окончательно сложился в раннем Средневековье. Полюбоваться на старинные издания Агады можно в Музее Израиля, который имеет большую коллекцию этих книг.

IMGP5233a-a
Знаменитая "Агада с птичьими головами", Южная Германия, 1300. Написано чернилами, изображения - темпера. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Агада была собственностью Л. и Й. Мером (Карлсруэ, Германия). Л. Мером был министром в правительстве Бадена и в 1934г. он был арестован нацистами. Его жена и дети бежали во Францию и у кого была агада неизвестно. Затем она оказалась в руках жителя Карлсруэ Г.Кагана, который в 1946 году переехал в Эрец-Исраэль. Он не знал ценности агады, ведь это сама древняя агада дошедшая до нас как целая книга. Он продал агаду музею Академии Бецалель, после чего агада оказалась в собрании Музея Израиля.
Агада названа "птичьей" так как большинство людей изображено с птичьими головами, при чем так изображены евреи. Кроме того, евреи-мужчины изображены в "еврейских шляпах" желтого цвета со шпицем, которые обязаны были носить евреи в Средние века в Европе, когда была написана эта агада. Не евреи изображены с человеческими головами, но лиц мы не видим.
Есть несколько объяснений появления птичьих голов в агаде.
-Это говорит о запрете на изображения. И в других ашкеназийских рукописях того времени встречаются в большом количестве изображения людей с головами животных, со закрытыми лицами или с нечетким изображением черт лица.
-Есть объяснение, что у евреев голова орла: "Как орел стережет гнездо свое, парит над птенцами своими, простирает крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем...(Дыварим 31-32:11)".
-Другое объяснение говорит о том, что орел - символ германского императора, и выбор головы орла вместо головы еврея говорил о верности евреев императору.
-Есть объяснение историка Рут Мельникоф, которая считает, что это сатирические изображения евреев, выражающие антисемитизм и издевку. Они сделаны художниками-христианами, которые оформляли агаду. Большой нос птицы намекает на длинный еврейский нос. Кроме того, она указывает на то, что у части изображений евреев в агаде есть свиные уши.
Момент ушей меня очень смущает - может просто художник не умел рисовать уши? Опять-таки, надо бы всю агаду посмотреть, а не только одну иллюстрацию выложенную в музее...
Это первая иллюстрированная Агада, сохранившаяся отдельной книгой, дошедшей до нас. В ней есть изображения подготовки к празднику и порядок празднования. Изображено как готовить харосет (смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина) и как печь мацу. Она также содержит изображения сцен получения Торы и сбор манны, а также изображение возрожденного Иерусалима.

IMGP5238a-a
"Агада Эрны Михаэль", Юго-Западная Германия, около 1400г., написано коричневыми и красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Подарок Якова Михаэли (Нью-Йорк), памяти его жены Эрны Зондхаймер Михаэли.
Обратите внимание, евреи одеты в "еврейские шапки" не желтого цвета, у изображений есть лица, в основном, они прорисованны.
Эта Агада по ашкеназийской традиции начинается с правил Песаха, а также включает многочисленные толкования текста. Очень много иллюстраций: иллюстрации текста Агады, изображения животных, фантастических существ и архитектурные элементы. Особенно впечатляют серия иллюстраций в цветочных рамках, изображающая порядок празднования и традиции Песаха.

IMGP5224a-a
"Агада-Йегуда", Южная Франкония, Германия, 1470-1480гг., написано коричнево-красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Подарок Рахель Этель Йегуда, отсюда и название. Все поля Агады заполнены рисунками, рассказывающими о порядке празднования и традиции Песаха; о выходе из Египта, о жизни Моше, и др.

IMGP7717a-a
"Пражская Агада", 1526г., Прага, Богемия. Печать.
Иллюстратор Хаим Шахор-Шварц (?)
Это первая иллюстрированная Агада, которую отпечатали евреи.

IMGP7714a-a
"Агада из Мантуи", 1568г., Италия, печать.
Впервые вышла в свет в 1560г., второе издание вышло в 1568г.. Очень заметно влияние Ренессанса на оформление Агады.

IMGP7708a-a
"Венецианская Агада", 1609г., Венеция, Италия. Печать.
Эта была самая распространенная Агада в Европе в 17 веке. Она включает в себя разъяснения для текста на иврите на трех языках: на ладино, идише и итальянском. Она была предназначена не только для евреев Италии, но и для евреев других стран Европы.
Дополнительные языки в этой Агаде не случайно. Согласно закону, рассказ об Исходе за столом необходимо вести на языке, который понимают все присутствующие, включая женщин и детей. А поскольку иврит в те времена нигде не был разговорным языком, уже в конце XVI века появляются двуязычные издания "Песхальной агады". Первые переводы были сделаны на идиш, разговорный язык евреев Центральной Европы.

IMGP7722a-a
"Ночь седера" из "Венецианской Агады", 1609, Венеция, Италия.
Обратите внимание на состав участников седера, здесь и мужчины и женщины, а детей нет.

IMGP7704a-a
"Амстердамская Агада", 1695г., Амстердам, Голландия. Иллюстратор Авраам Бен Яаков.
Печать, шрифт, в ней использованный, называется "амстердамским". Он был очень популярен в 18 веке.

IMGP5242a-a
"Песахальная Агада", Австрийская империя 1732г..
Чернила, акварель, гуаш и золотой порошок.
Написал и проиллюстрировал Натан Бен Самсон из Мезериц (Моравия). Это был один из самых умелых писцов во время нового расцвета еврейской каллиграфии в 18 веке.
Между 1722 и 1739 годами он скопировал еще 25 разнообразных рукописей.

IMGP7780a-a
"Песахальная Агада", 1908г., Каир, Египет.
Написал и проиллюстрировал Хами Бехор. Рукописная, чернила, акварель.


Песах он и во время войны Песах.

IMGP2896b-a
Агада, которую раздали бойцам Еврейского легиона во время Первой мировой войны для встречи праздника Песах. Напечатана в Иерусалиме в 1905г., иврит, английский и арабский.
Музей Еврейских легионов.

IMGP2903a-a
Страница из Агады.

IMGP3038a-a
"Песахальная Агада", Транспортное подразделение Еврейской бригады, 1945г., Музей Еврейских легионов.


Евреи праздновали Песах в любой ситуации.

На фронтах Второй мировой войны Песах давал ощущение дома.
IMGP3231a-a
Песахальный седер на передовой, Брисиделла, Италия, 1944г.
Музей Еврейских легионов.

Чудом спасшиеся из концлагерей, потерявшие свои дома и семьи, были благодарны солдатам Еврейской бригады, которые вместе с ними праздновали Песах.
IMGP3097a-a
Песахальный седер в лагере беженцев Бари, Италия, 1944г. Музей Еврейских легионов.

IMGP6747a-a
И израильские кибуцники-атеисты тоже праздновали Песах. Прекрасный повод собраться всей большой кибуцной семьей, чтобы ощутить в очередной раз выход из галута.
"Песахальный седер", кибуц Мишмар Аэмек, 1958, фотограф Тим (Нахум) Гидал, выставка "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль"


А теперь все к песахальному столу!

Сегодня я хочу рассказать не только о духовной стороне праздника, но и о материальной пищевой. Ей, кстати, в Песах уделяется очень много внимания.
Многое есть нельзя! Поэтому так важно знать, что можно.
Маца - это самый главное блюда Песаха, кто бы что не говорил.
В наше время мало кто сам делает себе мацу. Супер - вот наш основной источник. Когда-то мацу делали вручную и старинные инструменты можно увидеть в музее.
Инструменты и приспособления для изготовления мацы из Музея Израиля

IMGP7736a-a
Печная лопата для мацы. Гетеборг, Швеция, конец 19 века.

IMGP7740a-a
Стол для замешивания теста. Дерево-дуб. Гетеборг, Швеция, конец 19 века. При традиционной ручной выпечке и сейчас используются точно такие столы, только из других материалов.

IMGP7747a-a
Инструменты для изготовления мацы и круглая коробка для мацы (справа).

Круглая, традиционная маца.
Hand-baked shmurah matza.jpg
By Debresser - Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14972698

IMGP9207-a
Современная квадратная маца, которая продается перед праздником повсюду. Желающие купить круглую мацу, могут это сделать в специальных пекарнях работающих по традиционной ручной технологии.


Во все времена много внимания уделялось песахальному застолью. Оно не только все точно оговорено правилами, но и каждая хозяйка стремится показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать все свои финансовые и кулинарные возможности.
Сейчас в супере перед Песахом глядя на количество еды, покупаемой нашим народом, становится боязно - не лопнут ли :)
У многих была и есть специальная отдельная посуда для празднования Песаха. Старинные экземпляры этой посуды, особенно из богатых домов, просто произведения искусства и сейчас выставлены в музеях.
Посуда из коллекции Музея Израиля

IMGP7730a-a
Серебрянный сервиз для седера, Ливия, конец 19 века или начало 20 века.

IMGP7692a-a
Кувшин для ритуального омовения рук, керамика, Центр Европы, 18 или 19 век.
Тарелка для седера, Эльзас, Франция, 19 век.

IMGP7699a-a
Сумка для мацы, Западная Европа, 1891г. (?), вышивка шелковыми нитками.
У ашкеназов принято класть три мацы под специальное покрывало или в сумку.
Верхняя маца символизирует коэнов, потомков первосвященника Аарона; средняя маца - левитов, евреев из колена Леви (в состав которого входил и Аарон); нижняя маца символизирует "израэлитов", всех остальных евреев. Под короной вышито имя хозяина сумки, Авраам Штарннис.

IMGP7667a-a
Бокал пророка Элиягу, Турин, Италия, середина 19 века. Серебро, позолота.
Ювелир Пасифико Леви.
Еврей-ювелир Пасифико Леви работал в Трине, в Пьемонте, где евреи получили специальное разрешение от короля для работы с серебром. В других местах Италии и по всей Европе евреям было запрещено работать с серебром до получения евреями равноправия. Леви работал и для еврейских заказчиков и для заказчиков-христиан, именно поэтому на самом бокале нет никаких религиозных признаков.

В большинстве еврейских общин во время Песхального седера на стол ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для всех участников - бокал пророка Элиягу. Согласно преданию, Элиягу приходит в каждый еврейский дом, где справляют седер. После трапезы, прежде, чем продолжать читать Песхальную Агаду, раскрывают настежь двери. Присутствующие встают и торжественно объявляют: "Благословен входящий!", имея в виду пророка Элиягу. Происхождение этого обычая неизвестно. Полагают, что он введен с тем, чтобы вызвать любопытство детей, которые уже не заснут в ожидании прихода пророка... Отсюда


IMGP7670a-a
Бокал пророка Элиягу, украшенный изображениями четырех юношей. Германия, 19 век., серебро.

IMGP7749a-a
Спереди два стеклянных стакана для седера, украшенные изображениями исхода из Египта.
Сзади бокалы для пророка Элиягу.

IMGP7674a-a
Сервиз для седера, сверху, под маген-давидами, написаны имена членов семьи. Копенгаген, Дания, 19 век.

IMGP7681a-a
Сервиз для седера, украшенная изображениями птиц. Вена, Австрия, 1925 год, серебро.

IMGP7685a-a
Сервиз для седера, Мюнхен, Германия, до 1934г.

IMGP0483a-a
Блюдо и тарелки с изображениями рыб, явно для гефилте фиш, 60-70годы прошлого века. Гефилте фиш - традиционное праздничное блюдо, и на Песах его подают тоже.
Выставка "Фарфор - белое золото Европы".
О гефилте фиш надо сказать особо. Ее ставят на праздничный стол многие евреи-ашкеназы, выходцы из Восточной Европы. Выходцы из разных мест имеют свои традиционные рецепты, кто-то кладет свеклу, например, а кто-то нет. И это вопрос принципиальный!:) Моя бабушка говорила, что именно из щуки надо делать правильный гефилте фиш, да где было взять щуку в советские времена в СПб? А в современном Израиле чаще всего гефилте фиш делают из карпа. Самые ленивые могут купить в супере готовые рыбные фрикадельки в банке и положив на блюдо, выдавать их за благородную щуку гефилте фиш.

IMGP4375a-a
Современная керамическая песахальная тарелка, несколько навороченного дизайна, но в традиции. Продается в Иерусалиме на улице Кардо.


Последняя часть Агады, Хад-Гадья.

Вот и я об этой песне рассказываю в конце поста.

"Хад-Гадья" (הד גדיא «Один козленок») — песенка написанная на арамейском языке, распеваемая в конце Песахального седера в первый и второй вечер Песаха.
"Хад-Гадья" всегда была очень популярна в народе и художники старались увековечить ее образы.
Знаменитые иллюстрации Эль Лисицкого к песхальной песенке «Один козленок» ("Хад Гадья"). Чудесные образы создает Лисицкий, и традиционные и новаторские одновременно. Как они логично "вытекают" из внутреннего оформления Восточно-европейских деревянных синагог, которые сгорели еще в прошлом веке... Эти иллюстрации были представлены на выставке Деревянные синагоги

Песенка написана и традиционно поется на арамейском, но есть ее перевод на разные языки. Я поставила перевод на русский, чтобы было понятно.
Многочисленные герои песни символизируют врагов Израиля, которые к концу песни обязательно погибнут. Основной смысл песни,в том что Всевышний правит миром и всеми живыми существами.

IMGP0626a-a
Это обложка книжки.

IMGP0623a-a
Отец мне козлика купил,
Две целых зузы заплатил.
Козлик, козлик.

IMGP0617a-a
Недолго жил козлёнок мой,
Загрыз его котище злой.
Отец мне сам его купил,
Две целых зузы заплатил.
Козлик, козлик.

IMGP0610a-a
Почуяв кровь, пес прибежал,
Кота-убийцу растерзал,
Который козлика задрал.
Отец мне сам его купил.

IMGP0621a-a
Дубинка, не спросив, кто прав,
Свершила суд, пса наказав,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0615a-a
Огонь дотла дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
за то, что на кота насел,
который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0605a-a
Журча, ворча, ручей притёк,
Залил водой наш огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0619a-a
Пришёл вол, выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0613a-a
Мясник ножу вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0603a-a
Подкралась смерть исподтишка,
Свела в могилу мясника,
Что на убой вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0601a-a
Отнимет Бог у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

Многие жители Хайфы знают молл Кастра на южном въезде в город. Но далеко не все знают, что там на самом видном месте стоит Хад-Гадья художника Арика Брауэра (Arik Brauer), изобразившего этот сюжет на колонне перед фасадом.
Эту колонну многие знают, а вот что на ней изображено, даже и не догадываются. Я постаралась сфотографировать покрупнее, чтобы было понятно. Все события песни, изображенные на колонне, развиваются снизу вверх. Местами образы перетекают один в другой.

IMGP8265a-a
Вся колонна.
Чтобы было понятнее, я ставлю фотографии в обратном порядке, по отношению к колонне.

IMGP8260b-a
Отец и козлик.

IMGP8263c-a
Снизу вверх: кот загрызает козлика, собака убивает кота, затем дубинка и огонь.

IMGP8263b-a
Вода заливает огонь, вол выпивает воду, мясник убивает вола.

IMGP8263a-a
Смерть убивает мясника, Б-г убивает смерть...

С обратной стороны колонны тоже есть образы, которые мне непонятны и неясно, относятся ли они к песне напрямую.

IMGP8253a-a

IMGP8249a-a

IMGP8248a-a

В заключение предлагаю послушать мою любимую политическую пародию канала Латма на Хад-Гадья, написанную в 2010 году, но не потерявшую своей актуальности.



Всем веселого праздника! !חג שמח

Мой прошлогодний рассказ о Песахе "Пошли, я знаю короткий путь!" - сказал Моше... (Фантазия на тему Исхода)




Инфа:
http://www.imj.org.il/
http://www.lechaim.ru/ARHIV/240/karpova.htm
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/2891409
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A8%D7%9E%D7%99%D7%AA
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%A7%D7%95%D7%A4%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%A9%D7%A0%D7%99
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%92%D7%93%D7%AA_%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99_%D7%94%D7%A6%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D

Tags: еврейские праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment