Ушли. В семь утра вернулись, задержали нас. Я спрашиваю, за что. За нарушение паспортного режима, отвечают, вы три дня живёте в Москве без прописки. Я говорю, нет, мы два дня в Москве, вот билеты на поезд, на котором мы приехали. А они говорят, что у них есть свидетели, что мы три дня в Москве - есть с кем спорить? Отвезли нас в спецприемник, переночевали мы там, и оттуда уже нас отправили на вокзал и посадили на поезд в Кишинев.
Потом моих родителей отпустили, а нам с женой отказали. Выгоняли меня с каждой работы после трёх дней, её исключили из института за два месяца за госэкзаменов. Потом посадили меня на 15 суток за нарушение общественного порядка - мы с друзьями ходили по Союзу журналистов и в каждой комнате оставляли письмо о том, что работавший там еврей отказывает подписать сыну разрешение на выезд. Вот после этого я, наверно, надоел органам, и они нас отпустили. И мы за неделю с женой на девятом месяце беременности сбежали, так что в январе 74-го мы уже приземлились в Бен-Гурионе".
Это он рассказывает мне сейчас в маминой кухне. Весело и с улыбкой. А его жена сидит в гостиной. Когда её исключали из мединститута за два месяца до госэкзаменов, её подругам-еврейкам, с которыми она отучилась шесть лет, предложили выступить на общем собрании и заклеймить изменницу Родины. Они все, как одна, отказались. Двоим из пятерых зарезали красный диплом, ещё двоим испортили уже полученное распределение. Зато и через 43 года после того собрания они ездят друг к другу на юбилеи, свадьбы детей, брит-милы внуков и вот, увы, на первую шиву. Приехать в будний день не получается - все они ещё лечат людей. Поэтому они примчались утешить маму в субботу с домашним ещё теплым пирогом "лейких".
Это "мамины девочки". Я их знаю, наверно, со дня своего рождения. Я помню, как в их студенческой компании появлялись хорошие еврейские молодые люди, с которыми они живут уже больше сорока лет. Лечили там, каждая, в свой черёд, приехала сюда, пробилась и лечит здесь. До сих пор. Не сидеть же на пенсии, когда ещё есть силы, а твои знания так нужны больным...