Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:

"Дети мои! Почему вы такие безнадежно престарелые?"


ДИЛАНОМ ПО СНОБИЗМУ.
Автор - Денис ДРАГУНСКИЙ.

14 октября 2016 года, https://www.gazeta.ru/

Что-то серьёзное происходит в литературе. Вернее, так: в литературе уже произошло, и вот, наконец, эти тектонические сдвиги, обвалы и трещины дошли до вершины литературного истеблишмента — до самых рафинированных жюри.

Вот, например, в прошлом году весной российскую премию «Поэт» получил Юлий Ким. Страшно вспомнить, сколько было возмущений! Кто-то из больших русских поэтов, кажется, покинул жюри в знак протеста... Против чего? Против того, что поэт — это не обязательно чернокудрый юноша (в наше время чаще седовласый дяденька) с запрокинуто-надмирным лицом, с полуприкрытыми глазами гения, с тягучим голосом, слаборазличимым уже из третьего ряда.

Это не обязательно шелестящая тога и запах маринованной рыбы от лаврового венка.

И вот это возмущало.

А потом, когда осенью прошлого года «Нобелевку» дали Светлане Алексиевич, вообще началась настоящая Вальпургиева ночь критиков, скептиков и насмешников. Отбросим в сторону политический аспект. Даже те, кто разделял общественную позицию Алексиевич, всё равно были возмущены самим фактом того, что главная литературная премия мира была присуждена за какие-то интервью. Не перо и бумага на веранде Дома творчества в Переделкино, а магнитофон на жалких коммунальных кухнях с дальнейшей расшифровкой сбивчивых рассказов несчастных людей.


Возмущённым староверам и снобам не важно было, что книги Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Зачарованные смертью» — это слова, которые входят в ум и душу, как скальпель, как лазерный луч, пробуждая гнев, ужас и сострадание. Им важнее была формальная, статусная отнесённость к «высокой литературе».

Сегодня Нобелевскую премию получил Боб Дилан.

Радует, что шведские академики сумели влепить такую пощечину затхлому общественному вкусу.


Но это не просто нобелевский эпатаж. Боб Дилан действительно выдающийся поэт — и это может увидеть всякий, кто прочтёт его стихи хотя бы в подстрочниках. Ибо плохое стихотворение самый лучший перевод не спасёт, а хорошее — даже самый простой подстрочник не испортит. Попробуйте, не пожалеете. А то, что он поёт свои стихи под гитару, ничего не меняет.

Высоцкий и Окуджава — при всей разнице их поэтических систем — тоже были поэты, а не... а не кто? А не барды? Но бард — это и есть поэт.

В Англии словом «Бард» с большой буквы, не называя имени, обозначают Шекспира, Вильяма нашего. Точнее, всехнего, глобально-планетарного поэта.


Да, в конце концов, из четырёх столпов, на которых зиждется европейская поэзия, — а это Гомер, Алкей, Сапфо и Гораций — трое были певцами под гитару. Под кифару, извините. А пятый столп, великий Пиндар, отчасти пересоздавшийся в одах Горация, тот был и вовсе автор текстов слов для хорового пения.

Так что не надо снобизма. Снобизм — это очень смешно.

Но вернёмся к Бобу Дилану. Его поэзия — это простые слова с очень внятной образностью, ритмом строк и созвучий, очень часто с сюжетом, и обязательно — со страстной любовью к людям. Дилан весьма социален, он полон сочувствия к человеку, к бедняку, к несчастному, он защищает слабого, плачет по его судьбе, помогает ему распрямиться и взглянуть на небо и в глаза другу — и он презирает буржуазность, пресыщенность, вседозволенность, скотство богатых и властных.

Может быть, он чуточку похож на молодого Маяковского, периода «Нате», «Вам» и «Облака в штанах», и это прекрасно.

Хороший поэт. И я надеюсь, что появятся новые переводы Дилана, сделанные российскими поэтами. Так что это присуждение будет неким важным импульсом для современной российской поэзии. Уж простите меня, при всем моём уважении-обожании Шимборской и Транстрёмера, — ещё более важным.

Нужны прорывы в форме, в смыслах, в целевой аудитории.


Почему мировое признание русскоязычного писателя не слишком обрадовало «русский мир»

Мне возразят: «Ну как можно было присуждать «Нобелевку» Дилану, когда рядом Филип Рот и другие фундаментальные писатели?» Конечно, и Рот, и Мураками, и великий кениец Нгугива Тхионго — выдающиеся авторы, каждый по-своему. Но пусть простится мне, непрофессионалу в музыке, такая ассоциация: если бы присуждали «музыкальную «Нобелевку», то ее надо было присудить скорее Галине Уствольской, чем Георгию Свиридову. Потому что, при всем уважении к почтенной традиции, новаторство чуточку дороже.

Говорят: «Ах, бедный Филип Рот! Теперь не дождется своей «Нобелевки!» Но позвольте! Судьба писателя — это не очередь за премией.

Кто-то весело спрашивает: «Так! Значит, можно будет и за твиттер получить «Нобелевку»?» А почему, собственно, нет? Боб Дилан начал петь свои песни аж в 1961 году. То есть у него громадный творческий стаж. И если кто-то в течение десятилетий будет самым любимым твиттер-автором, и в его твитах не будет угасать поэтичность, эмоциональность, социальность — очень даже может быть. Не робейте!

В общем, пора уже усвоить: сегодняшняя литература меняется и как текст, и как социальный организм.

Как говорят в народе, нынче вам не тогда. Прекрасно, что шведские академики это почувствовали, поняли и обозначили своим решением.

Тем временем в моем фейсбуке копятся ворчливые отзывы на присуждение Нобелевской премии, и я с печалью думаю: «Боже! Вот эти старперско-консервативные бурчания — что, мол, Дилан всего лишь рок-певец, и что Шнуру приготовиться, и что есть «Высокая Литература», а Дилан тут ни при чём, и так далее... и всё это пишут молодые люди».

Дети мои! Почему вы такие безнадежно престарелые?

https://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/10249349.shtml
Tags: Россия, Юлий Ким, личность, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments