Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:

ИЗ УТРЕННЕЙ ФРЕНДЛЕНТЫ

Оригинал взят у dobriifin в Бирманские евреи
Ну вот – я решился показать вам результат своей работы. Вернее наоборот – очень трудно было удержаться от того, чтобы показать всё раньше, но, слава Богу, я этого не сделал – каждый день что-то менялось, улучшалось, дорабатывалось. Она и сейчас не готова – помните, пожалуйста, что это всё ещё черновик. Просто я решил приостановиться – взять перерыв, пока не вернусь домой, в Нью Йорк. Там сяду вместе с мастерами своего дела, чтоб они помогли мне закончить. А пока что вот:

Бирманские евреи – колено, которое исчезло

Добро пожаловать в синагогу "Музмеах Иешуа" – построенная в 1896 году, она стоит в мусульманском районе буддистского города Янгон, в Бирме. Раньше она была переполнена местными евреями. А теперь это, по-сути, музей – музей памяти о некогда процветающей, а ныне исчезнувшей еврейской общине.

1:


Евреи пришли в Бирму (теперь Мьянма) в середине 19-го века, вместе с британцами. В начале в качестве офицеров британской армии, а потом, когда англичане стали строить в Рангуне (ныне Янгон) порт, как купцы и бизнесмены.

Новый порт рос быстрыми темпами, город развивался, связи по всей британской империи позволяли евреям заключать выгодные сделки. И не удивительно, что в столь благоприятных для торговли условиях еврейская община быстро расцвела. Вскоре евреи построили синагогу, еврейскую школу, магазины с кошерной едой и так далее. А в иерархии британской империи евреи рассматривались лишь на полступени ниже, чем англичане. Это позволяло им занимать довольно высокие должности в местных органах самоуправления. Например, в 30-ых годах 20-го века евреи занимали должность мэра сразу в двух городах: в Янгоне и в Патейне.

У евреев в Бирме никогда не было столкновений на религиозной почве ни с мусульманами, ни с буддистским большинством, ни с индуистами, ни христианами. По сравнению со многими другими регионами евреи в Бирме жили, как у Б-га за пазухой.

Всё это неожиданно закончилось с наступлением Второй Мировой Войны, когда Бирму оккупировали японцы. Хоть японцы и не были антисемитами, как их союзники немцы, но в бирманских евреях они, небезосновательно, видели сочувствующую англичанам "пятую колонну". Евреям пришлось срочно покинуть свои дома и бежать из страны.

По окончании войны лишь несколько сотен из некогда двух с половинной тысячной общины решили попытаться вернуться домой. Но вернувшись в Бирму, они нашли свои дома разграбленными, бизнес уничтоженным, а условия новой жизни очень тяжёлыми. Синагога уцелела лишь чудом.

Но всё равно – несколько сотен евреев решили остаться и снова попытаться возродить прежнюю жизнь. Бирма, обретя независимость, установила тесные и дружеские связи с вновь созданным еврейским государством. Израильские лидеры были частыми гостями в Бирме. Еврейская община только-только стала вновь расправлять свои крылья и тут... в Бирме случился военный переворот.

Началась национализация, всплеск национализма, бытовые и экономические неурядицы. И евреи, вновь почувствовав себя некомфортно в стране, которую они считали своим домом, снова стали иммигрировать – в Америку, в Австралию, в Израиль. Последний раввин покинул Бирму в 1969-ом году.

Всего несколько еврейских семей осталось в Янгоне. Кто-то ассимилировался, женившись/выйдя замуж за неевреев. Кто-то, выросший в нееврейской среде, стал буддистом. Остальные покинули Бирму, когда раннее закрытые границы страны вновь открылись. Формально сохранив гражданство Мьянмы, они фактически стали резидентами других стран – Франции, Америки, Австралии и т.д.

Так меньше чем за полвека исчезла некогда большая и процветающая еврейская община Бирмы. Но есть ли надежда на её возрождение сегодня, когда страна вновь открыта для иностранного бизнеса и новых экономических возможностей?

"Арон Койдеш" – обычно это пространство размером со шкаф, в котором хранятся богато украшенные свитки Торы. Состоятельные семьи делают на заказ фамильные свитки и хранят их в той синагоге, которую посещают. Обычно в синагоге хранятся два или три таких свитка. В особо богатых общинах – пять, ну, может быть, шесть.

В Янгонской синагоге Арон Койдеш это целая комната, которая вмещала в себя больше 120-ти таких свитков, украшенных серебром и драгоценными камнями. Сегодня в ней осталось всего лишь два свитка, так как еврейские семьи, покинув страну, увезли свои фамильные свитки с собой.

2:

Эту синагогу основали багдадские евреи, которые составляли костяк янгонской общины. Соответственно синагога построена в необычном для остальных евреях багдадском стиле. Основным отличием является то, что в отличие от других синагог, где люди молятся обратившись на восток, в сторону Иерусалима, в багдадской синагоге евреи сидят семейными кланами, своим "семейным кружком". Поэтому скамейки в "Музмеах Иешуа" обращены не к Иерусалиму, а друг к другу.

Последние 35 лет, вплоть до своей смерти, за синагогой ухаживал Моисей Сэмьюэлс. Каждый день, в жару или в дождь, он открывал двери синагоги. Каждую пятницу он терпеливо ожидал чуда – собрание "миньяна" – десяти евреев, чтобы провести молитву. Он не уставал повторять своему сыну Сэмми: "Еврей никогда не должен быть одиноким в наши святые и праздничные дни". Теперь, когда он умер, синагогой занимается Сэмми.

3:

Аслам, в течение 20-ти лет поддерживающий порядок в синагоге, – мусульманин. Как я уже говорил, евреи в Бирме никогда не имели трений со своими мусульманскими соседями. За исключением одного раза, когда в результате Шестидневной Войны между Израилем и арабскими государствами разъярённая толпа янгоноских мусульман пошла громить синагогу, угрожая её сжечь. Но мусульмане-соседи вышли на улицу и собственными силами защитили синагогу и раввина от погромщиков и вандалов.

4:

Сегодня в этом преимущественно мусульманском районе также живут и индуисты и буддисты и христиане.

5:

Однако не всё так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. В результате столкновений с мусульманами-рохинджа в штате Ракхайн в последние годы по всей стране растёт напряжённость между буддистским большинством и мусульманским меньшинством.

Сегодня часто можно встретить буддистские процессии в мусульманских кварталах. Многие – вполне мирные. Но есть и провокационные, которые устраиваются для того, чтобы мусульмане не забывали о том, что это буддистская страна, чтобы мусульмане "знали своё место".

6:

Говоря, что после темноты наступает свет. Последние бирманские евреи – Сэмми, его жена Захава, и сёстры Дина и Ханна - зажигают субботние свечи. Свадьба Сэмми и Захавы – первая еврейская свадьба в Бирме за последние 27 лет.

Сегодня Сэмми и Захава проводят большую часть времени, живя в Нью Йорке. Но они часто бывают в Бирме, где у них бизнес, сёстры, и где они занимаются синагогой.

7:

Раньше этот район назывался Еврей-Городом. Здесь жили евреи, здесь были еврейская школа и еврейские ресторанчики. Здесь на шаббат соседи выносили столы и встречали субботу всем двором.

Сегодня тут не осталось ни одного еврея. Да и прежних домов практически не осталось. Этот двор – один из немногих сохранившихся прежде еврейских дворов.

8:

Евреи, хозяева этого дома, уже давным-давно покинули Бирму.

9:

И этот район старого города раньше был еврейским. Сегодня в нём можно встретить кого угодно: мусульман, буддистов, индуистов, христиан. Но только не евреев. Разве что евреев-туристов.

10:

Когда-то еврейская община могла себе позволить даже разделиться на две – которые друг с другом не общались. Багдадские евреи не сошлись в теологических и расовых спорах с индийскими евреями, Бене-Исраэль. В результате появился второй дом для молитв, который стоял где-то в этом районе. Сегодня следов от него не осталось, и некому больше предоставлять помещение для молитвы.

11:

В некоторых местах города можно неожиданно наткнуться на еврейскую символику. Как здесь – на Звезду Давида, венчающую чердак этого старого дома. Но чаще всего это просто орнаментальное украшение. Местные жители не знают о значении этих символов.

12:

Еврейское кладбище в Янгоне давно закрыто для погребений. Это последнее пристанище для 679 евреев. Сефарды и ашкеназы тут похоронены хоть и на одном кладбище, но раздельно. Они и при жизни не особо-то уживались. Самая ранняя могила датирована 1876-ым годом, а последняя – 1979-ым.
Из-за строительного бума и из-за того, что кладбище, по-сути, находится в центре города, существует реальная опасность того, что скоро его захватят девелоперы.

13:

Но Сэмми не оставляет попытки возродить еврейскую общину в Бирме. Этот шанс он видит в притоке евреев-экспатов и бизнесменов. Каждый год он организовывает проведение еврейских праздников, приглашая на них как евреев-экспатов, дипломатов и бизнесменов, так и неевреев – влиятельных представителей местных кругов. В этом году на празднование Хануки собралось более 200-от человек.

14:

Это было очень мульти-национальное празднование. Многие из еврейских гостей пришли в бирманских национальных костюмах, так как евреи. которые приехали работать в Бирму, подчёркнуто не религиозные и чаще больше открыты для азиатских культур, чем для своей национальной культуры.


15:


Среди многочисленных туристов, ныне ежедневно посещающих синагогу, я встретил эту семью: муж – американский еврей, жена – китаянка. Оба живут и работают в Сингапуре. Своих детей они учат, как китайским так и еврейским традициям, и надеются, что когда прийдёт время, у их детей будет празднование бар и бат-мицвы – еврейских ритуалов вступления в совершеннолетие.

16:


Кристина – бирманка. Родившись в буддистской семье, закончившая католическую школу, она считает себя еврейкой. Кристина, хоть и не официально, приняла иудаизм после того, как какое-то время встречалась с бирманским евреем (который потом принял буддизм и уехал жить в Париж). Она провела больше 3-ёх лет в Израиле, где была волонтёром в кибуце, и теперь, вернувшись в Бирму, посещает все местные еврейские мероприятия, которые устраивает Сэмми. Её любимый праздник – Ханука – Праздник Света и Чудес.

17:
Tags: Монголия, еврейские праздники, мир в фотографиях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments