Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Categories:
Оригинал взят у hojja_nusreddin в Борис Клейн, "НОЧНОЙ ПАРИЖ"

Во Франции опять входит в моду "героика" коллаборационизма с нацистами
.

- предвестием чего это является?
- французская страница в "летописи европейской измены" долго оставалась закрытой в СССР
- хотя в советских СМИ и клеймили позором некоторых политиков, повинных в разгроме Франции (назывались имена Петэна, Лаваля и т.п. "фашистов"), но не было ни слова о коммунистах!

Поведение французских комми во время тесной дружбы Гитлера со Сталиным


- давно перестало быть секретом, что тогда ЦК французской компартии по приказу Коминтерна выдвинул лозунг "Долой империалистическую войну!" и дал коммунистам инструкции саботировать военные меры французского правительства, за что компартия Франции была тогда же запрещена
- лидер компартии, Морис Торез, дезертировал из армии и сбежал в Москву
- другой лидер, Жак Дюкло, приказал установить контакт с немецкими оккупантами и
возобновить в Париже выпуск «Юманитэ»
- а немцы и не возражали, но распространять свою газетёнку коммунякам мешала французская полиция, поскольку компартия, ввиду ее предательства, была распущена в самом начале войны с Германией
- приветствуя дружелюбие французских рабочих к германской армии, "Юманите" восклицала: «Браво, товарищи, продолжайте, даже если это придется не по нраву каким-нибудь буржуа...»


Конец нацистско-коммунячей идиллии

- разумеется, после нападения Германии на СССР, ЦК всех компартий мира переобулись на ходу, внезапно призвав дисциплинированных коммуняк бросить все силы на борьбу с гитлеризмом
- но, увы, этих сил почти не осталось, т.к. компартия была деморализована коллаборационизмом с оккупантами

Тысячи коммуняк переметнулись к нацистам


- подобно миллиону немецких коммуняк, получивших "второе рождение" в составе НСДАП
- например, Поль Мэрион, член ЦК компартии Франции и глава марксистского колледжа в Бобиньи стал министром правительства Виши, чтобы потом возглавить французские "Ваффен СС", а лидер французских фашистов Дорио был, так сказать, выпестован Коминтерном.

Начало коллаборационизма французов с нацистами

- первым назвал себя "коллаборационистом" глава оккупированной Франции маршал Петэн, встретившийся с Гитлером в октябре 1940 г. и определивший своей побежденной стране путь "конструктивного сотрудничества" с оккупантами "в рамках нового европейского порядка:
- мучит ли сограждан совесть или нет - неважно, жизнь должна идти своим чередом
- большинство французов не верило, что немцев удастся разбить при их жизни и поначалу общее настроение было таким - "с ними надо как-то ужиться" и устроиться так, чтобы Франция могла побыстрее перейти "из стана побежденных в стан победителей"

Уничтожение евреев


Профессор Сорбонны, литературовед Морис Бардеш, писал:
- "От всего сердца я одобрял коллаборационизм, как путь восстановления дружбы между нашими странами и как единственный способ самозащиты Европы от СССР. Мы были убеждены, что войну спровоцировали евреи... Вопреки тому, что стали утверждать после 1945 года, в период оккупации большинство французов смотрело на происходящее с евреями равнодушно".

Мягкое немецкое управление


- политика немецких оккупационных властей во Франции была доброжелательной и, насколько можно, эластичной
- чтобы меньше раздражать население, они управляли через посредников - французов
- немцы высоко ценили возможности спокойного отдыха и веселого досуга во Франции
- в особенности их привлекал "Paris bei Nacht" - "ночной Париж"
- более 100 заведений были открыты специально для обслуживания германских воинов
- эти пункты "франко-германского сближения" не испытывали нехватки в чем-либо
- "Я никогда не была так счастлива" - признавалась хозяйка борделя, давая интервью кинодокументалистам

Kультурная жизнь оккупированной Франции


- дух оптимизма своевременно подкрепила художественная выставка «За сильную Францию в объединенной Европе», открывшаяся в Большом дворце, под охраной СС.
- интеллектуальную и художественную элиты немцы мягко взяли под покровительство, охотно давая выход накопленной ими творческой энергии

Особое значение наци придавали «важнейшему из искусств» - кино


- за годы оккупации французская киноиндустрия выпустила 240 полнометражных + 400 документальных и мультфильмов, превзойдя объём продукции самой Германии
- для финансирования киностудий и, естественно, идеологического контроля, немцы создали специальную компанию «Континенталь Фильм»
- 30 фильмов были созданы прямо на немецкие деньги
- шумным успехом пользовалась экранизация романа Мопассана «Милый друг», осуществленная под надзором Рейхминистерства пропаганды
- в программы регулярно включались обзоры новостей, снятые военными операторами.
- я посмотрел французский документальный фильм, не допущенный к показу в СССР, должно быть, из-за слишком смелого отступления от стереотипов
- советский зритель не увидел знакомых блистательных мастеров французкой культуры, окруженных друзьями в нацистской форме
- впрочем, это не показывали и широко не освещали в ту пору и на Западе
- на этих-то нацистских дрожжах и поднялась «новая волна» французского кино, а в роли сценаристов выступали такие мастера, как Жираду, Деснос, Превер, Ануй и др.
- именно тогда начинали свою карьеру знаменитые актеры Жан Марэ, Даниэль Даррье, Жерар Филипп


Разнообразию дарований соответствовала и изощренность их сексуальных вкусов

- в книге американца Д. Прайс-Джонса о Париже во времена «Третьего Рейха» рассказывается, между прочим, о сожительстве Жана Марэ с драматургом Жаном Кокто, девизом которого была фраза: «Да здравствует позорный мир!»
- эта сладкая парочка, занимавшая апартаменты в «Пале-Рояле», не испытывала военного недостатка даже в опиуме, которым обеспечивался Кокто
- в 1943 году ими была поставлена пьеска «Тристан и Изольда», в которой Жан Марэ представил не столько легендарного любовника, сколько идеализированного эсессовца
- когда же один из критиков написал о «гомосексуальной ауре», исходившей от Марэ, тот ответил ему публичной пощечиной. Дело замяли, что легко объяснимо: актер удостоился бюста, вылепленного немецким скульптором Брекером, входившим в окружение Гитлера.
- Жан Марэ, снискавший впоследствии мировую славу, не испытывал угрызений совести по поводу подобных эпизодов

С приходом оккупантов явно оживились и парижские театры


- в 1943г. их кассовый доход вырос в 3 раза по сравнению с довоенным 1938 годом
- не ударили лицом в грязь и опера с балетом

Oсобенно, когда руководство ими взял в свои умелые руки Сергей (Серж) Лифарь


- Лифарю посвящено немало панегириков, авторы которых превозносят его заслуги перед русской культурой в эмиграции, но предают забвению его связи с нацистским руководством
- в июле 1940г. Лифарь был персональным гидом Геббельса, когда тот знакомился с парижской оперой в 1941, когда немцы захватили родной город Лифаря Киев, он дал приветственную телеграмму Гитлеру
- в 1942 артист трижды посетил Германию, где был тепло принят верхушкой Рейха, как завсегдатай раутов в «Дейче Институт», гнезде парижских коллаборационистов
- он красовался на фотографиях в журнале «Сигналь», органе министерства пропаганды.
- в своих мемуарах Лифарь не обошел и мелких курьёзов:
- когда началась охота за евреями, на него, русского человека, поступил донос, что он - скрытый еврей: если, мол, его фамилию прочесть «наоборот», то выйдет «Рафил»
- последовал вызов к немецкому офицеру для доказательства арийского происхождения
- растерявшись, знатный танцовщик продемонстрировал физическую «ненарушимость» деликатной части своего тела, что едва не расценили, как "оскорбление германской армии"
- Однако, уже в июне 1944 года он подсуетился и посчитал своевременным поставить балет «Шота Руставели»
- само собой, на эти репетиции собирался «весь Париж»
- Правда, влиятельный приятель-немец все же посоветовал ему бежать, и даже предложил для этого место в личном самолете дирижера фон-Караяна
- но поскольку до занятия Парижа союзниками оставалось недолго, вдруг подскочила в цене незапятнанная репутация...
- Теперь на светских приемах Лифарь то и дело выслушивал: «Как вы себя чувствуете, Серж? Готовьтесь постоять за себя?»
- А он, считая бесцельным побег в самолете фон-Караяна в Германию, нашел себе приют и моральную поддержку у близкого человека - Коко Шанель

Герберт фон-Караян, кстати, часто выступал с парижскими концертами


- и, по мере сил, способствовал разлагающей работе «Дейче Институт»
- в последующие годы, сопровождаемый овациями, гастролируя по всему миру, он затушевал сомнительные моменты своей биографии, так контрастировавшей с позицией другого выдающегося берлинского дирижера, Вильгельма Фуртвенглера
- когда тому предложили выступить в Париже, он отказался и пояснил: выступать перед французской публикой приятно, когда приглашают в знак признания таланта, но не потому, что в город вступила германская армия


Законодательница высокой моды - Коко Шанель

- в годы войны делила роскошные апартаменты в отеле «Ритц» с немецким офицером, не ограничиваясь произнесением антисемитских тирад на светских приемах,
- Шанель вступила в прямое сотрудничество с гестапо и тайно взяла на себя ответственное задание; oперация имела кодовое название "Model Hut - Модная шляпка"
- В 1943 Шанель была направлена гестаповским руководством в Испанию, чтобы там, через своих светских знакомых, нащупать контакты в правящих кругах Великобритании для переговоров о сепаратном мире и союзе с Германией
- о проделанной работе она отчитывалась в Берлине перед самим Вальтером Шелленбергом.
- весной 1945 Шанель была арестована во Франции за пособничество врагу, но через несколько часов ее отпустили, что дало ей возможность ускользнуть в Швейцарию - услуга анонимных высоких покровителей
- Впрочем, в дальнейшем пришлось раскошелиться и выплатить немалые суммы за молчание ряду нежелательных свидетелей
- Как и в других аналогичных случаях, нацистское прошлое не поставили в упрек любимице широких народных масс

Нацистская ловушка подстерегала многих известных людей


- но не все попадали в них
- ненавидевший большевиков писатель Иван Бунин воздерживался от любых контактов с нацистами, нобелевский лауреат предпочел им голод,
- однако преобладало стремление устроиться поудобнее
- это подтверждает пример мастеров эстрады, прелестных «шансонье»
- они не отставали от общих веяний в прирученном искусстве

Не подлежит сомнению талант Эдит Пиаф


- меня не удивляет, что певица так долго сохраняла популярность
- поражает другое: как такое щуплое существо могло вместить столь много разнообразных пороков?
- из этой проститутки даже делали "символ Франции", в ней обнаружили "галльский дух", чистую трепетную душу и прочие возвышенные штуки
- между тем, когда пришли оккупанты, Эдит Пиаф сочла приличным и удобным в военное время снять в аренду верхний этаж борделя
- за ночное выступление она получала сумму, равную годовому заработку служащего
- Герман Эйх, руководитель парижского «Пропаганда Абтейлунг» - «Отдела пропаганды», вспоминал, как залетал к ним этот «воробушек» (так переводится псевдоним «Пиаф»), чтобы поболтать с приятелями, а заодно и получить приглашения на концерты, в том числе организованные для немецких военных
- Их снимали в кино. Публику в нацистской форме воодушевлял репертуар певицы

Обаяние певца Мориса Шевалье вносило разнообразие в будни оккупационного «Радио Пари»


- где он имел постоянный и щедро оплачиваемый ангажемент
- после войны это повлекло некоторые неприятности...
- но нехорошие воспоминания как-то быстро испарились

Ещё о музыке


- в музыкальной энциклопедии Ларусс не найти упоминания о том, что крупный композитор Артур Онеггер ездил из Парижа в Германию в составе одной из групп, подобранных оккупационными властями для пропаганды франко-немецкого «единства»
- между тем, это подтвержденный документально факт
- что удивительного, если известная пианистка Люсьена Делорж в апреле 1941г. писала в прогитлеровской газете «Пари Миди», что немцы подбодрили Париж, а сотрудничество с ними, по ее мнению, оправдывалось тем, что «Моцарт в Париже»

Изобразительное искусство


- Анри Матисс покинул столицу, считая невозможной жизнь при нацистах, и поселился на юге Франции в тогда еще «свободной зоне», подчиненной правительству Виши
- всемирно известный художник всецело замкнулся в кругу проблем своего искусства, чего не одобрила его жена Амели
- вместе с дочерью Матисса, Маржерит, они вступили в Сопротивление и были арестованы гестапо
- Пройдя через пытки, Маржерит была отправлена в концлагерь Равенсбрюк, но сумела бежать, когда бомбежка союзной авиации задержала поезд.

- скульптор Поль Бельмондо (отец киноактера Жана-Поля Бельмондо) потянулся к господам из «Дейче Институт», принимая участие в разложении французской элиты.

- в Париже провели годы оккупации и продолжали творить такие мастера живописи, как Андре Дерен, Жорж Брак, Морис Вламинк, Пабло Пикассо и другие
- всякое случалось в «той» их жизни
- одни, как Вламинк, устраивали выставки и ездили «дружить» в Германию
- другие по возможности воздерживались от демонстрации прогерманских симпатий, но складывается впечатление, что ту или иную дань оккупантам платили все
- мы говорим не о заработке ради куска хлеба
- разве не имело политического значения даже просто появление на спектакле или вернисаже в обществе немецких офицеров, чинов СС и их французских прислужников?

Жаль, что приходится упоминать в такой связи имена, составившие эпоху в развитии искусства


- но люди искусства - не то же самое, что созданные ими шедевры - картины, симфонии или книги.
- одна из прекрасных французских традиций - уважать "homme de lettres - письменного человека"
- Тем печальнее, что порча затронула тогда и самое «ядро» интеллектуалистов.

Вот факты.

Отто Абетц, один из главных нацистских деятелей в Париже, подтверждал что, несмотря на дефицит, издатели получили значительные ресурсы бумаги в 1941-1944 г.г. среднегодовой выпуск художественной и научной литературы был не ниже, чем до войны
- притом, что в 1943г., в разгар кровопролитнейших сражений на всех фронтах, французские книгоиздательства вышли на ведущее место в мире, опередив Англию, Америку и другие страны.
- Эти условия обеспечивались не зря: германская пропаганда собирала урожай в форме благодарностей и заверений французских знаменитостей, что французская мысль якобы остается «светочем свободы», а оккупационный режим гарантирует свободу самовыражения.
- Пронацистская печать охотно предоставляла место для произведений таких литераторов, как Жорж Сименон или Жан Ануй, а они и не скрывали, что хотят одного: заработать

Даже боевитый левак Жан-Поль Сартр оказался замаран


- Он, требовавший, чтобы ни строчки не появилось в прессе коллаборационистов, сам на деле отступал от этого.
- В основу его профессиональной известности легла книга о немецкой философии, опубликованная в 1943г. со штампом германского цензора.
- Одну из его пьес немецкий критик из «Паризер Цейтунг» тепло рекомендовал, как «первостепенное театральное событие»
- Вместе с Симоной де-Бовуар и группой единомышленников, Сартр наслаждался атмосферой творчества, совершал поездки в Альпы, успевал преподавать и т.п.

Случай с анкетой Симоны де Бовуар


- через много лет, став мировой знаменитостью, она поведала о нем читателям
- Ей, преподавателю Французского лицея, хотелось и при оккупантах сохранить свою должность, с этой целью она заполнила анкету, подтверждавшую, что она являлась француженкой, а не еврейкой
- «Я считала отвратительным то, что мне пришлось это подписать, - вспоминала Де Бовуар, но никто не отказался, ведь у большинства из моих коллег так же, как и у меня, не было альтернативы».
- но так поступали не все:
- Когда началась регистрация евреев для их уничтожения, выдающийся философ Анри Бергсон свел свою анкету к нескольким словам: «Академик. Философ. Лауреат Нобелевской премии. Еврей».
- Он успел умереть своей смертью 4 января 1941 г.
- А поэта Макса Жакоба загубили в Освенциме.

Был ли у интеллектуалов выход?


- быть может, немецкие порядки в Париже действительно являлись такими, что большинство интеллектуалов не имело иного выхода, кроме как их принять?
- Некоторые люди, возможно, так думали про себя, а кое-кто и рассуждал в подобном духе

- Но были и исключения:

- за антифашизм был арестован видный физик - Поль Ланжевен
- активно участвовала в Сопротивлении семья физиков Жолио-Кюри

- Немецкий цензор в Париже Г. Геллер рассказал после войны, как работало министерство пропаганды:
- "Уже в 1941 году мы поняли, что невозможно охватить цензурой весь поток литературы. Мы дали достаточное количество бумаги издателям, и они были очень активны, никогда не жаловались. Я заключил соглашение с редакторами и издателями: они могли печатать что хотели (пока хватaло бумаги), за исключением немногих тем таких, как война и безопасность, никаких произведений евреев, и ничего антигерманского. Самоцензура оказалась лучше всего"

- Tакая "свобода печати" хорошо известна и нам, хотя мы и не жили в оккупированном Париже.

Курьёз цензуры - запрет "Майн Кампф" во Франции


- сперва я не мог в это поверить, но оказалось, правда: в список книг, запрещенных к распространению во Франции, нацистские власти внесли и ... «Мейн Кампф»
- oбъяснение такое: французам не полагалось знать, что думал и писал о них Гитлер
- Им надлежало оставаться в неведении относительно подлинных целей оккупантов и
той участи, которая ожидала французский народ в случае победы Третьего Рейха.
- участи, прямо сказать, плачевной: фюрер доказывал в своей книге, что Франция должна быть уничтожена, она сгодится лишь для эксплуатации в германских интересах
- Значит, никакого «перехода в стан победителей» не предвиделось: уловка для простаков, и только.
- Почему же французская элита верила?
- Потому что правда была неудобной и опасной

Люди трезвели постепенно


- хотя депортация евреев мало кого встревожила, но когда опустели полки магазинов, парижане ужаснулись: "Немцы выметают всё"
- трудно определить, кто на кого больше воздействовал: погрузившаяся в апатию масса, или прикормленная оккупантами элита.
- Пожалуй, влияние было взаимным.
- Проблема, увы, не ограниченная пределами той страны...

Философия конформизма


- можно понять людей, поставленных в безвыходное положение, выживать людям надо уметь при любом режиме
- кто-то сначала поверил гитлеризму, а прозревал потом
- были и такие, кто сотрудничали как с нацистами, так и с их врагами
- разные были и мотивы, и поступки, но нельзя не видеть, что во Франции господствовал конформизм

- Поражает философия конформизма, сочиненная французской элитой для оправдания пораженчества
- осенью 1940 года всемирно известный французский (жидо-пидарас) литератор Андре Жид писал:
- "Какой смысл набивать себе синяки, ударяясь о тюремную решетку? Ччтобы меньше страдать от тесноты своей клетки, нужно держаться поближе к ее середине"

Отсутствие французского сопротивления в первые годы оккупации


- oбстановка в Париже при немцах внешне выглядела спокойнее, чем до войны
- за первые 4 года оккупации состоялись лишь 2 демонстрации (одна из них - в годовщину окончания 1-й мировой войны)
- весной 1941 г. во всём Париже насчитывалось менее 50 патриотов, готовых взяться за оружие

Французское сопротивление возникло лишь к концу войны


- в ответ на это немцы стали брать и расстреливать заложников
- в 1943г., по данным Сопротивления, в оккупированной зоне Франции действовали более 25,000 партизан, в основном, коммунистических
- но и эту цифру исследователи считают преувеличенной
- лишь накануне освобождения, когда американцы уже находились в 30 километрах от Парижа, при неясных обстоятельствах, в столице вспыхнуло восстание
- парижане принялись "возводить баррикады и нести потери"

- и, как известно, союзники признали Францию одной из держав-победительниц

Для большинства французов главными противниками были вовсе не немцы, а англичане


- которых винили и в поражении страны, и в попытках захвата заморских французских владений, и в потоплении французского флота, чтобы он не достался немцам, и в других происках
- летом 1944г., после высадки союзников в Нормандии, маршал Петэн призвал французов дать им отпор, и, как подтверждает кинохроника того времени, огромные толпы французов выражали ему поддержку
- хотя оставалось уже недолго до суда, который приговорит его к смертной казни за госизмену (заменена помилованием и пожизненной тюрьмой)
- дискуссии о роли режима Петэна ведутся во Франции до сих пор


Военное сотрудничество французов с нацистами

ПОЛИЦИЯ
- в годы оккупации французская полиция ревностно выполняла приказы нацистских властей
- офицер Абвера Виклер показал на судебном процессе:
- «Чтобы охватить страну, нам нужны были 32,000 агентов - коренных французов, и мы их получили»
- считается, что фактически этих агентов было больше

АРМИЯ

- не менее 100,000 французов стали добровольцами «Ваффен СС» и других подобных частей
- когда вермахт ворвался в СССР, в июле 1941г. в Париже объявили запись в "Легион французских волонтеров"
- одним из первых выразил желание сражаться на Восточном фронте Фредерик Помпиду дядя будущего президента Франции
- Газеты призывали к "защите западной цивилизации, в одном строю с немцами"
- Опубликован фотоснимок церемонии по случаю отправления 29 января 1943 г. из Парижа эшелона вышеупомянутых волонтеров
- на паровозе лозунг: "Mort aux Juifs" - "Смерть евреям"

Много лет считался "героем Сопротивления" французский президент Миттеран
- которого не донимали расспросами о его принадлежности к фашистскому движению З0-х годов, службе в годы войны в гражданской администрации режима Виши, будто бы не знали ничего подобного
- Но стоило ему умереть, как об этом появились хорошо документированные публикации ...
- И это не единичный случай дутых французских биографий
- Как не случайно и то, что членами прогитлеровской партии стали во Франции около 100,000

Насколько принудительным был труд французских рабочих на немцев?


- Не более, надо думать, чем в Чехословакии, где население обеспечивало качественное обслуживание военных заводов, а оккупанты неплохо платили
- Рабов же доставляли в Германию из других мест.
- Чтобы получать зарплату выше средней французской, около полумиллиона французов пошли на службу в организацию Тодта
- Под руководством немецких инженеров, они строили вдоль берегов Франции «Атлантический вал» - систему укреплений, которую при высадке с большими потерями штурмовали союзные войска.

Казни изменников


- по минимальным данным, после освобождения было расстреляно до 40,000 изменников
- из министерства юстиции Франции исходит другая, большая цифра:
- 105,000 казненных между июнем 1944 г. и февралем 1945 г. по обвинению в "национальном унижении"
- просто арестованных и отсидевших сроки за пособничество врагу было в несколько раз больше
- Рассчитывали, что репрессии помогут хотя бы частично избавиться от позора, покрывшего нацию
- придавали значение своевременному и открытому раскаянию
- Но это ведь грех не только французский

Все это стало историей


- почти никого из ее действующих лиц нет в живых
- негодовать уже поздно
- случившегося не изменить
- как к этому относиться, зависит от каждого.
- в памяти моего поколения осталась с предвоенного времени простенькая песенка:

Посмотри, посмотри на прекрасный Париж,
И прислушайся к песне его...
Мы начинали с любовью к этой культуре и к этому городу
Пронести бы ее до конца, - несмотря ни на что
Tags: Германия, Франция, война, коммунисты, толерасты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments