Во Франции опять входит в моду "героика" коллаборационизма с нацистами.
- предвестием чего это является?
- французская страница в "летописи европейской измены" долго оставалась закрытой в СССР
- хотя в советских СМИ и клеймили позором некоторых политиков, повинных в разгроме Франции (назывались имена Петэна, Лаваля и т.п. "фашистов"), но не было ни слова о коммунистах!
Поведение французских комми во время тесной дружбы Гитлера со Сталиным
- давно перестало быть секретом, что тогда ЦК французской компартии по приказу Коминтерна выдвинул лозунг "Долой империалистическую войну!" и дал коммунистам инструкции саботировать военные меры французского правительства, за что компартия Франции была тогда же запрещена
- лидер компартии, Морис Торез, дезертировал из армии и сбежал в Москву
- другой лидер, Жак Дюкло, приказал установить контакт с немецкими оккупантами и
возобновить в Париже выпуск «Юманитэ»
- а немцы и не возражали, но распространять свою газетёнку коммунякам мешала французская полиция, поскольку компартия, ввиду ее предательства, была распущена в самом начале войны с Германией
- приветствуя дружелюбие французских рабочих к германской армии, "Юманите" восклицала: «Браво, товарищи, продолжайте, даже если это придется не по нраву каким-нибудь буржуа...»
Конец нацистско-коммунячей идиллии
- разумеется, после нападения Германии на СССР, ЦК всех компартий мира переобулись на ходу, внезапно призвав дисциплинированных коммуняк бросить все силы на борьбу с гитлеризмом
- но, увы, этих сил почти не осталось, т.к. компартия была деморализована коллаборационизмом с оккупантами
Тысячи коммуняк переметнулись к нацистам
- подобно миллиону немецких коммуняк, получивших "второе рождение" в составе НСДАП
- например, Поль Мэрион, член ЦК компартии Франции и глава марксистского колледжа в Бобиньи стал министром правительства Виши, чтобы потом возглавить французские "Ваффен СС", а лидер французских фашистов Дорио был, так сказать, выпестован Коминтерном.

Начало коллаборационизма французов с нацистами
- первым назвал себя "коллаборационистом" глава оккупированной Франции маршал Петэн, встретившийся с Гитлером в октябре 1940 г. и определивший своей побежденной стране путь "конструктивного сотрудничества" с оккупантами "в рамках нового европейского порядка:
- мучит ли сограждан совесть или нет - неважно, жизнь должна идти своим чередом
- большинство французов не верило, что немцев удастся разбить при их жизни и поначалу общее настроение было таким - "с ними надо как-то ужиться" и устроиться так, чтобы Франция могла побыстрее перейти "из стана побежденных в стан победителей"
Уничтожение евреев
Профессор Сорбонны, литературовед Морис Бардеш, писал:
- "От всего сердца я одобрял коллаборационизм, как путь восстановления дружбы между нашими странами и как единственный способ самозащиты Европы от СССР. Мы были убеждены, что войну спровоцировали евреи... Вопреки тому, что стали утверждать после 1945 года, в период оккупации большинство французов смотрело на происходящее с евреями равнодушно".
Мягкое немецкое управление
- политика немецких оккупационных властей во Франции была доброжелательной и, насколько можно, эластичной
- чтобы меньше раздражать население, они управляли через посредников - французов
- немцы высоко ценили возможности спокойного отдыха и веселого досуга во Франции
- в особенности их привлекал "Paris bei Nacht" - "ночной Париж"
- более 100 заведений были открыты специально для обслуживания германских воинов
- эти пункты "франко-германского сближения" не испытывали нехватки в чем-либо
- "Я никогда не была так счастлива" - признавалась хозяйка борделя, давая интервью кинодокументалистам
Kультурная жизнь оккупированной Франции
- дух оптимизма своевременно подкрепила художественная выставка «За сильную Францию в объединенной Европе», открывшаяся в Большом дворце, под охраной СС.
- интеллектуальную и художественную элиты немцы мягко взяли под покровительство, охотно давая выход накопленной ими творческой энергии
Особое значение наци придавали «важнейшему из искусств» - кино
- за годы оккупации французская киноиндустрия выпустила 240 полнометражных + 400 документальных и мультфильмов, превзойдя объём продукции самой Германии
- для финансирования киностудий и, естественно, идеологического контроля, немцы создали специальную компанию «Континенталь Фильм»
- 30 фильмов были созданы прямо на немецкие деньги
- шумным успехом пользовалась экранизация романа Мопассана «Милый друг», осуществленная под надзором Рейхминистерства пропаганды
- в программы регулярно включались обзоры новостей, снятые военными операторами.
- я посмотрел французский документальный фильм, не допущенный к показу в СССР, должно быть, из-за слишком смелого отступления от стереотипов
- советский зритель не увидел знакомых блистательных мастеров французкой культуры, окруженных друзьями в нацистской форме
- впрочем, это не показывали и широко не освещали в ту пору и на Западе
- на этих-то нацистских дрожжах и поднялась «новая волна» французского кино, а в роли сценаристов выступали такие мастера, как Жираду, Деснос, Превер, Ануй и др.
- именно тогда начинали свою карьеру знаменитые актеры Жан Марэ, Даниэль Даррье, Жерар Филипп
Разнообразию дарований соответствовала и изощренность их сексуальных вкусов
- в книге американца Д. Прайс-Джонса о Париже во времена «Третьего Рейха» рассказывается, между прочим, о сожительстве Жана Марэ с драматургом Жаном Кокто, девизом которого была фраза: «Да здравствует позорный мир!»
- эта сладкая парочка, занимавшая апартаменты в «Пале-Рояле», не испытывала военного недостатка даже в опиуме, которым обеспечивался Кокто
- в 1943 году ими была поставлена пьеска «Тристан и Изольда», в которой Жан Марэ представил не столько легендарного любовника, сколько идеализированного эсессовца
- когда же один из критиков написал о «гомосексуальной ауре», исходившей от Марэ, тот ответил ему публичной пощечиной. Дело замяли, что легко объяснимо: актер удостоился бюста, вылепленного немецким скульптором Брекером, входившим в окружение Гитлера.
- Жан Марэ, снискавший впоследствии мировую славу, не испытывал угрызений совести по поводу подобных эпизодов
С приходом оккупантов явно оживились и парижские театры
- в 1943г. их кассовый доход вырос в 3 раза по сравнению с довоенным 1938 годом
- не ударили лицом в грязь и опера с балетом
Oсобенно, когда руководство ими взял в свои умелые руки Сергей (Серж) Лифарь
- Лифарю посвящено немало панегириков, авторы которых превозносят его заслуги перед русской культурой в эмиграции, но предают забвению его связи с нацистским руководством
- в июле 1940г. Лифарь был персональным гидом Геббельса, когда тот знакомился с парижской оперой в 1941, когда немцы захватили родной город Лифаря Киев, он дал приветственную телеграмму Гитлеру
- в 1942 артист трижды посетил Германию, где был тепло принят верхушкой Рейха, как завсегдатай раутов в «Дейче Институт», гнезде парижских коллаборационистов
- он красовался на фотографиях в журнале «Сигналь», органе министерства пропаганды.
- в своих мемуарах Лифарь не обошел и мелких курьёзов:
- когда началась охота за евреями, на него, русского человека, поступил донос, что он - скрытый еврей: если, мол, его фамилию прочесть «наоборот», то выйдет «Рафил»
- последовал вызов к немецкому офицеру для доказательства арийского происхождения
- растерявшись, знатный танцовщик продемонстрировал физическую «ненарушимость» деликатной части своего тела, что едва не расценили, как "оскорбление германской армии"
- Однако, уже в июне 1944 года он подсуетился и посчитал своевременным поставить балет «Шота Руставели»
- само собой, на эти репетиции собирался «весь Париж»
- Правда, влиятельный приятель-немец все же посоветовал ему бежать, и даже предложил для этого место в личном самолете дирижера фон-Караяна
- но поскольку до занятия Парижа союзниками оставалось недолго, вдруг подскочила в цене незапятнанная репутация...
- Теперь на светских приемах Лифарь то и дело выслушивал: «Как вы себя чувствуете, Серж? Готовьтесь постоять за себя?»
- А он, считая бесцельным побег в самолете фон-Караяна в Германию, нашел себе приют и моральную поддержку у близкого человека - Коко Шанель
Герберт фон-Караян, кстати, часто выступал с парижскими концертами
- и, по мере сил, способствовал разлагающей работе «Дейче Институт»
- в последующие годы, сопровождаемый овациями, гастролируя по всему миру, он затушевал сомнительные моменты своей биографии, так контрастировавшей с позицией другого выдающегося берлинского дирижера, Вильгельма Фуртвенглера
- когда тому предложили выступить в Париже, он отказался и пояснил: выступать перед французской публикой приятно, когда приглашают в знак признания таланта, но не потому, что в город вступила германская армия
Законодательница высокой моды - Коко Шанель
- в годы войны делила роскошные апартаменты в отеле «Ритц» с немецким офицером, не ограничиваясь произнесением антисемитских тирад на светских приемах,
- Шанель вступила в прямое сотрудничество с гестапо и тайно взяла на себя ответственное задание; oперация имела кодовое название "Model Hut - Модная шляпка"
- В 1943 Шанель была направлена гестаповским руководством в Испанию, чтобы там, через своих светских знакомых, нащупать контакты в правящих кругах Великобритании для переговоров о сепаратном мире и союзе с Германией
- о проделанной работе она отчитывалась в Берлине перед самим Вальтером Шелленбергом.
- весной 1945 Шанель была арестована во Франции за пособничество врагу, но через несколько часов ее отпустили, что дало ей возможность ускользнуть в Швейцарию - услуга анонимных высоких покровителей
- Впрочем, в дальнейшем пришлось раскошелиться и выплатить немалые суммы за молчание ряду нежелательных свидетелей
- Как и в других аналогичных случаях, нацистское прошлое не поставили в упрек любимице широких народных масс
Нацистская ловушка подстерегала многих известных людей
- но не все попадали в них
- ненавидевший большевиков писатель Иван Бунин воздерживался от любых контактов с нацистами, нобелевский лауреат предпочел им голод,
- однако преобладало стремление устроиться поудобнее
- это подтверждает пример мастеров эстрады, прелестных «шансонье»
- они не отставали от общих веяний в прирученном искусстве
Не подлежит сомнению талант Эдит Пиаф
- меня не удивляет, что певица так долго сохраняла популярность
- поражает другое: как такое щуплое существо могло вместить столь много разнообразных пороков?
- из этой проститутки даже делали "символ Франции", в ней обнаружили "галльский дух", чистую трепетную душу и прочие возвышенные штуки
- между тем, когда пришли оккупанты, Эдит Пиаф сочла приличным и удобным в военное время снять в аренду верхний этаж борделя
- за ночное выступление она получала сумму, равную годовому заработку служащего
- Герман Эйх, руководитель парижского «Пропаганда Абтейлунг» - «Отдела пропаганды», вспоминал, как залетал к ним этот «воробушек» (так переводится псевдоним «Пиаф»), чтобы поболтать с приятелями, а заодно и получить приглашения на концерты, в том числе организованные для немецких военных
- Их снимали в кино. Публику в нацистской форме воодушевлял репертуар певицы
Обаяние певца Мориса Шевалье вносило разнообразие в будни оккупационного «Радио Пари»
- где он имел постоянный и щедро оплачиваемый ангажемент
- после войны это повлекло некоторые неприятности...
- но нехорошие воспоминания как-то быстро испарились
Ещё о музыке
- в музыкальной энциклопедии Ларусс не найти упоминания о том, что крупный композитор Артур Онеггер ездил из Парижа в Германию в составе одной из групп, подобранных оккупационными властями для пропаганды франко-немецкого «единства»
- между тем, это подтвержденный документально факт
- что удивительного, если известная пианистка Люсьена Делорж в апреле 1941г. писала в прогитлеровской газете «Пари Миди», что немцы подбодрили Париж, а сотрудничество с ними, по ее мнению, оправдывалось тем, что «Моцарт в Париже»
Изобразительное искусство
- Анри Матисс покинул столицу, считая невозможной жизнь при нацистах, и поселился на юге Франции в тогда еще «свободной зоне», подчиненной правительству Виши
- всемирно известный художник всецело замкнулся в кругу проблем своего искусства, чего не одобрила его жена Амели
- вместе с дочерью Матисса, Маржерит, они вступили в Сопротивление и были арестованы гестапо
- Пройдя через пытки, Маржерит была отправлена в концлагерь Равенсбрюк, но сумела бежать, когда бомбежка союзной авиации задержала поезд.
- скульптор Поль Бельмондо (отец киноактера Жана-Поля Бельмондо) потянулся к господам из «Дейче Институт», принимая участие в разложении французской элиты.
- в Париже провели годы оккупации и продолжали творить такие мастера живописи, как Андре Дерен, Жорж Брак, Морис Вламинк, Пабло Пикассо и другие
- всякое случалось в «той» их жизни
- одни, как Вламинк, устраивали выставки и ездили «дружить» в Германию
- другие по возможности воздерживались от демонстрации прогерманских симпатий, но складывается впечатление, что ту или иную дань оккупантам платили все
- мы говорим не о заработке ради куска хлеба
- разве не имело политического значения даже просто появление на спектакле или вернисаже в обществе немецких офицеров, чинов СС и их французских прислужников?
Жаль, что приходится упоминать в такой связи имена, составившие эпоху в развитии искусства
- но люди искусства - не то же самое, что созданные ими шедевры - картины, симфонии или книги.
- одна из прекрасных французских традиций - уважать "homme de lettres - письменного человека"
- Тем печальнее, что порча затронула тогда и самое «ядро» интеллектуалистов.
Вот факты.
Отто Абетц, один из главных нацистских деятелей в Париже, подтверждал что, несмотря на дефицит, издатели получили значительные ресурсы бумаги в 1941-1944 г.г. среднегодовой выпуск художественной и научной литературы был не ниже, чем до войны
- притом, что в 1943г., в разгар кровопролитнейших сражений на всех фронтах, французские книгоиздательства вышли на ведущее место в мире, опередив Англию, Америку и другие страны.
- Эти условия обеспечивались не зря: германская пропаганда собирала урожай в форме благодарностей и заверений французских знаменитостей, что французская мысль якобы остается «светочем свободы», а оккупационный режим гарантирует свободу самовыражения.
- Пронацистская печать охотно предоставляла место для произведений таких литераторов, как Жорж Сименон или Жан Ануй, а они и не скрывали, что хотят одного: заработать
Даже боевитый левак Жан-Поль Сартр оказался замаран
- Он, требовавший, чтобы ни строчки не появилось в прессе коллаборационистов, сам на деле отступал от этого.
- В основу его профессиональной известности легла книга о немецкой философии, опубликованная в 1943г. со штампом германского цензора.
- Одну из его пьес немецкий критик из «Паризер Цейтунг» тепло рекомендовал, как «первостепенное театральное событие»
- Вместе с Симоной де-Бовуар и группой единомышленников, Сартр наслаждался атмосферой творчества, совершал поездки в Альпы, успевал преподавать и т.п.
Случай с анкетой Симоны де Бовуар
- через много лет, став мировой знаменитостью, она поведала о нем читателям
- Ей, преподавателю Французского лицея, хотелось и при оккупантах сохранить свою должность, с этой целью она заполнила анкету, подтверждавшую, что она являлась француженкой, а не еврейкой
- «Я считала отвратительным то, что мне пришлось это подписать, - вспоминала Де Бовуар, но никто не отказался, ведь у большинства из моих коллег так же, как и у меня, не было альтернативы».
- но так поступали не все:
- Когда началась регистрация евреев для их уничтожения, выдающийся философ Анри Бергсон свел свою анкету к нескольким словам: «Академик. Философ. Лауреат Нобелевской премии. Еврей».
- Он успел умереть своей смертью 4 января 1941 г.
- А поэта Макса Жакоба загубили в Освенциме.
Был ли у интеллектуалов выход?
- быть может, немецкие порядки в Париже действительно являлись такими, что большинство интеллектуалов не имело иного выхода, кроме как их принять?
- Некоторые люди, возможно, так думали про себя, а кое-кто и рассуждал в подобном духе
- Но были и исключения:
- за антифашизм был арестован видный физик - Поль Ланжевен
- активно участвовала в Сопротивлении семья физиков Жолио-Кюри
- Немецкий цензор в Париже Г. Геллер рассказал после войны, как работало министерство пропаганды:
- "Уже в 1941 году мы поняли, что невозможно охватить цензурой весь поток литературы. Мы дали достаточное количество бумаги издателям, и они были очень активны, никогда не жаловались. Я заключил соглашение с редакторами и издателями: они могли печатать что хотели (пока хватaло бумаги), за исключением немногих тем таких, как война и безопасность, никаких произведений евреев, и ничего антигерманского. Самоцензура оказалась лучше всего"
- Tакая "свобода печати" хорошо известна и нам, хотя мы и не жили в оккупированном Париже.
Курьёз цензуры - запрет "Майн Кампф" во Франции
- сперва я не мог в это поверить, но оказалось, правда: в список книг, запрещенных к распространению во Франции, нацистские власти внесли и ... «Мейн Кампф»
- oбъяснение такое: французам не полагалось знать, что думал и писал о них Гитлер
- Им надлежало оставаться в неведении относительно подлинных целей оккупантов и
той участи, которая ожидала французский народ в случае победы Третьего Рейха.
- участи, прямо сказать, плачевной: фюрер доказывал в своей книге, что Франция должна быть уничтожена, она сгодится лишь для эксплуатации в германских интересах
- Значит, никакого «перехода в стан победителей» не предвиделось: уловка для простаков, и только.
- Почему же французская элита верила?
- Потому что правда была неудобной и опасной
Люди трезвели постепенно
- хотя депортация евреев мало кого встревожила, но когда опустели полки магазинов, парижане ужаснулись: "Немцы выметают всё"
- трудно определить, кто на кого больше воздействовал: погрузившаяся в апатию масса, или прикормленная оккупантами элита.
- Пожалуй, влияние было взаимным.
- Проблема, увы, не ограниченная пределами той страны...
Философия конформизма
- можно понять людей, поставленных в безвыходное положение, выживать людям надо уметь при любом режиме
- кто-то сначала поверил гитлеризму, а прозревал потом
- были и такие, кто сотрудничали как с нацистами, так и с их врагами
- разные были и мотивы, и поступки, но нельзя не видеть, что во Франции господствовал конформизм
- Поражает философия конформизма, сочиненная французской элитой для оправдания пораженчества
- осенью 1940 года всемирно известный французский (жидо-пидарас) литератор Андре Жид писал:
- "Какой смысл набивать себе синяки, ударяясь о тюремную решетку? Ччтобы меньше страдать от тесноты своей клетки, нужно держаться поближе к ее середине"
Отсутствие французского сопротивления в первые годы оккупации
- oбстановка в Париже при немцах внешне выглядела спокойнее, чем до войны
- за первые 4 года оккупации состоялись лишь 2 демонстрации (одна из них - в годовщину окончания 1-й мировой войны)
- весной 1941 г. во всём Париже насчитывалось менее 50 патриотов, готовых взяться за оружие
Французское сопротивление возникло лишь к концу войны
- в ответ на это немцы стали брать и расстреливать заложников
- в 1943г., по данным Сопротивления, в оккупированной зоне Франции действовали более 25,000 партизан, в основном, коммунистических
- но и эту цифру исследователи считают преувеличенной
- лишь накануне освобождения, когда американцы уже находились в 30 километрах от Парижа, при неясных обстоятельствах, в столице вспыхнуло восстание
- парижане принялись "возводить баррикады и нести потери"
- и, как известно, союзники признали Францию одной из держав-победительниц
Для большинства французов главными противниками были вовсе не немцы, а англичане
- которых винили и в поражении страны, и в попытках захвата заморских французских владений, и в потоплении французского флота, чтобы он не достался немцам, и в других происках
- летом 1944г., после высадки союзников в Нормандии, маршал Петэн призвал французов дать им отпор, и, как подтверждает кинохроника того времени, огромные толпы французов выражали ему поддержку
- хотя оставалось уже недолго до суда, который приговорит его к смертной казни за госизмену (заменена помилованием и пожизненной тюрьмой)
- дискуссии о роли режима Петэна ведутся во Франции до сих пор

Военное сотрудничество французов с нацистами
ПОЛИЦИЯ
- в годы оккупации французская полиция ревностно выполняла приказы нацистских властей
- офицер Абвера Виклер показал на судебном процессе:
- «Чтобы охватить страну, нам нужны были 32,000 агентов - коренных французов, и мы их получили»
- считается, что фактически этих агентов было больше
АРМИЯ
- не менее 100,000 французов стали добровольцами «Ваффен СС» и других подобных частей
- когда вермахт ворвался в СССР, в июле 1941г. в Париже объявили запись в "Легион французских волонтеров"
- одним из первых выразил желание сражаться на Восточном фронте Фредерик Помпиду дядя будущего президента Франции
- Газеты призывали к "защите западной цивилизации, в одном строю с немцами"
- Опубликован фотоснимок церемонии по случаю отправления 29 января 1943 г. из Парижа эшелона вышеупомянутых волонтеров
- на паровозе лозунг: "Mort aux Juifs" - "Смерть евреям"
Много лет считался "героем Сопротивления" французский президент Миттеран
- которого не донимали расспросами о его принадлежности к фашистскому движению З0-х годов, службе в годы войны в гражданской администрации режима Виши, будто бы не знали ничего подобного
- Но стоило ему умереть, как об этом появились хорошо документированные публикации ...
- И это не единичный случай дутых французских биографий
- Как не случайно и то, что членами прогитлеровской партии стали во Франции около 100,000
Насколько принудительным был труд французских рабочих на немцев?
- Не более, надо думать, чем в Чехословакии, где население обеспечивало качественное обслуживание военных заводов, а оккупанты неплохо платили
- Рабов же доставляли в Германию из других мест.
- Чтобы получать зарплату выше средней французской, около полумиллиона французов пошли на службу в организацию Тодта
- Под руководством немецких инженеров, они строили вдоль берегов Франции «Атлантический вал» - систему укреплений, которую при высадке с большими потерями штурмовали союзные войска.
Казни изменников
- по минимальным данным, после освобождения было расстреляно до 40,000 изменников
- из министерства юстиции Франции исходит другая, большая цифра:
- 105,000 казненных между июнем 1944 г. и февралем 1945 г. по обвинению в "национальном унижении"
- просто арестованных и отсидевших сроки за пособничество врагу было в несколько раз больше
- Рассчитывали, что репрессии помогут хотя бы частично избавиться от позора, покрывшего нацию
- придавали значение своевременному и открытому раскаянию
- Но это ведь грех не только французский
Все это стало историей
- почти никого из ее действующих лиц нет в живых
- негодовать уже поздно
- случившегося не изменить
- как к этому относиться, зависит от каждого.
- в памяти моего поколения осталась с предвоенного времени простенькая песенка:
Посмотри, посмотри на прекрасный Париж,
И прислушайся к песне его...
Мы начинали с любовью к этой культуре и к этому городу
Пронести бы ее до конца, - несмотря ни на что