02:23 am
[Ссылка] |
НА НОЧЬ ГЛЯДЯ
Наум Сагаловский
Как во городе Егупце, возле самого Евбаза, жил реб Нухим Сагаловский, первой гильдии купец, он имел двенадцать дочек, упаси их Бог от сглаза, а тринадцатым ребёнком был Иосиф, мой отец. В те года на Бессарабке (до Евбаза путь недолог) жил реб Шломо Рабинович (с очень острым языком) в той квартире, где попозже жил известный венеролог доктор Майзелис, с которым лично я был не знаком. И бывало, дед мой Нухим с Рабиновичем на пару заводили бесконечный интересный разговор и прогуливались тихо по осеннему бульвару (он теперь Бульвар Шевченко, сохранился до сих пор). Летом в Бойберик на отдых вывозили домочадцев, ненадолго избавляясь от егупецких тревог, и снимали дачи рядом, чтобы каждый день встречаться, и реб Тевье привозил им яйца, масло и творог. Балагурили, шутили, заливались громким смехом, по субботам дед молился - он был набожный еврей, а реб Шломо Рабинович (он же реб Шолом Алейхем) слушал майсэс реба Тевье про жену и дочерей. Как давно всё это было!.. Разве годы виноваты, что погромы, войны, власти крепким связаны узлом? Мудрый реб Шолом Алейхем всей семьёй уехал в Штаты, умер в городе Нью-Йорке, вечный мир ему, шолом. Дед мой дожил век в Егупце, управлял делами круто, он имел, помимо денег, добрый нрав и светлый ум. Он ушёл, а я родился, и меня вот потому-то в честь него назвали Нухим (а впоследствии - Наум). Жаль, что я не видел деда, он был мастером коммерций, если бы не власть Советов, я бы тоже стал купцом, ну, а так, спросите - кто я? Просто хохэм с добрым сердцем, инженер, как говорится, с человеческим лицом. На иврите знаю только “кэн, ани ахальти лэхэм”, идиш тоже вряд ли сразу прочитаю и пойму, но мне с детства почему-то близок реб Шолом Алейхем, как бывал в былые годы близок деду моему. Ах, реб Шломо, это просто - петь, когда придёт удача, а когда случится горе - плакать жалобно навзрыд, я шучу, когда мне грустно, боль в душе надёжно пряча, и пишу, смеясь сквозь слёзы, уходя фунэм ярыд...
Наум Сагаловский. Пояснениe непонятных слов:
Егупец - так Шолом Алейхем называл в своих сочинениях Киев. Евбаз - Еврейский Базар, местность в Киеве, ныне Площадь Победы. Бессарабка - местность в Киеве, где находится Бессарабский рынок. Бойберик - городок Боярка под Киевом. Майсэс (идиш) - сказки, рассказы. Хохэм (идиш) - мудрец, в просторечии - шутник. Кэн, ани ахальти лэхэм (иврит) - да, я съел хлеб. Фунэм ярыд (идиш) - с ярмарки, так называется один из романов Ш А.
Tags: Киев, Наум Сагаловский, поэзия, шрайбт идн
|
| Восхитительно! Между прочим, твой почти земляк, Лиля. Живёт возле Чикаго, и давно: с 1979 года. Я знаю. Не его самого, а про него. Очень тепло о нем когда-то Довлатов писал. "Дорогой Наум! Ты живешь для того, чтобы писать стихи". (С.Довлатов) У Сагаловского никогда не встречала плохих стихов. Все его стихи восхитительные! Одно лучше другого...
Проставила вчера тэг "Наум Сагаловский" на прежние свои посты с его стихами... Оказалось, что за много лет ведения своего журнала у меня набралось много таких постов и буду ставить ещё.
Вот такие щемящие строчки вчера прочла у него и заплакала:
Аллилуйя, Господь, подаривший мне многие лета, за скупую щепоть Твоего лучезарного света, за блаженство семьи, за друзей и за всё, что люблю я, дорогие мои, с кем я счастье делил - аллилуйя, не робею ничуть, но однажды заслушаюсь весь я - позовёт меня в путь отдалённый призыв с поднебесья, и душа, вся дрожа, зазвенит колокольною медью, и возникнет межа между жизнью моею и смертью, и на этой меже, обнимая вас всех и целуя, уходящий уже, я тихонько шепну - аллилуйя!..
Edited at 2017-11-07 13:52 (UTC) |