Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

"ЕАК. ВРЕМЯ И МЕСТО."
Автор - Давид МАРКИШ.
Журнал "Лехаим", апрель 2006 года.
Перепечатано там же 13 августа 2017 года.



ЕАК был задуман и создан Кремлем в критический период войны с Гитлером. Это было взвешенное политическое решение, и дело, естественно, не ограничивалось сбором денег для нужд фронта. Направляемые властью усилия Комитета, состоявшего из деятелей искусства, пользовавшихся мировым признанием, привлекали симпатии к Москве; прежде всего в США, где влияние евреев на общественное мнение было значительным. Но кремлевские архитекторы внешней политики едва ли предполагали, что ЕАК довольно скоро станет устойчивым фактором политики внутренней – по существу, национальным представителем еврейского меньшинства в «братском» конгломерате народов Советского Союза. Вместо того чтобы идти со своими проблемами и просьбами в ближайший райком партии, евреи напрямую обращались в ЕАК, видя в его руководителях своих настоящих лидеров, у которых можно было найти понимание и поддержку. Для тоталитарной власти такое положение дел было нестерпимым.

ЕАК со дня его основания возглавлял Соломон Михайлович Михоэлс. Перец Маркиш – наиболее известный среди еврейских писателей того времени – стал членом президиума Комитета. Выбор был сделан верно: знаменитый актер и режиссер Михоэлс был публичным человеком, он умел и любил владеть зрительным залом – этой в известном смысле моделью общества. «Зрителями» Маркиша были читатели его книг, слушателями – доверенные и проверенные друзья, составлявшие достаточно узкий круг.

Разгром Антифашистского комитета начался с убийства Михоэлса. Вопрос о судьбе ЕАК был решен «на самом верху», на министерство государственной безопасности было возложено решение технических проблем. Процесс над ЕАК должен был стать судом над еврейским национальным меньшинством и послужить прелюдией к дальнейшим репрессиям и «окончательному решению вопроса» о судьбе этого беспокойного племени в СССР. Аресты писателей можно было держать в секрете, что и было сделано: мир уверили в том, что Перец Маркиш, Давид Бергельсон, Лейб Квитко живы и здоровы, а в столице их нет по той причине, что они разъехались по писательским домам творчества. Скрыть арест Михоэлса, регулярно выходившего на сцену своего театра в самом центре Москвы, было практически невозможно.

13 января 1948 года Михоэлс «попал под машину» в Минске, куда был командирован Комитетом по Сталинским премиям. Наутро мамина близкая приятельница Ирина Дмитриевна Трофименко, жена командующего Белорусским военным округом, позвонила нам в Москву и сказала: «Ночью убили Михоэлса». И положила трубку.

Мама пошла к отцу в кабинет: «Звонила Ира Трофименко, Михоэлс убит...» Отец поднес палец к губам: «Ша!» У стен в то время имелись уши, это и дети знали... Отец с матерью вышли на улицу, там можно было говорить.
Tags: Маркиш, Россия, коммунисты, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments