Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Categories:
ИСТОРИЯ ПРО ДРЕВНЕЙШИЙ КОРАБЛИК, НАЙДЕННЫЙ У БЕРЕГОВ ИЗРАИЛЯ.

Facebook, ‎Evgeny Cobelev‎.
2 сентября 2018 года.
Затонувший корабль высоко на горе.


Элиша Линдер из Черновцов, ветеран израильской подводной археологии, всю жизнь мечтал найти древний корабль и осенью 1985-го искал его у Сардинии.
А Ами Эшель, его сосед по "Мааган Михаэль", просто пошёл поплавать, задумался, заплыл на 70 метров и увидел под водой что-то большое из дерева. Он позвонил в Италию, сказал: «Элиша, прилетай, твоя лодка здесь». И сейчас в Хайфе на горе Кармель стоит в музее Гехтов самый исследованный в мире древний корабль.

Image Hosted by PiXS.ru

Музей Гехтов вообще очень крут.
В Хайфе, скажем прямо, с достопримечательностями швах, рассказывать есть чего, а показывать нет, и то, что есть, рассыпается и размывается. В таких ситуациях обычно спасают музеи, но почти все музеи в Хайфе... они больше не музеи, а выставочные залы (несомненно, достойные). А в Музее Гехтов финикийская скульптура, Модильяни, Коро, Сутин, фигурки шкодные быков и человечков не хуже, чем в Рокфеллере, и – всемирно знаменитый корабль, про который 30 книг и тысячи статей. Вот куда толпам туристов, а не в бахайские палисадники! (E.C.- Кстати, бахайские "палисадники" называют "вставной челюстью Хайфы"...)


Мы уже ныли, что, ну, в Хайфе наконец придумали ежемесячный лекторий по археологии, так назначили его на то же первое воскресенье месяца, которое уже триста лет занято лекцией общества истории Хайфы, и куда в воскресный день с сестрой моей, всё такое вкусное? В январе было чистое издевательство: в Немецкой Колонии выступал Мейр Бен-Дов, живая легенда археологии, он копал Масаду, Шато Бельвуар, Тель-Арад, Рамат Рахель и восемнадцать лет Офель! Лекция была про морскую торговлю у берегов Хайфы. А наверху другой археолог, доктор Дэби Цвикель, рассказывала про копию корабля из "Мааган Михаэль" и лекция называлась «Поплыли!». Хоть разорвись.

Ну, кого обстоятельства занесли к вечеру воскресенья наверх, тот пошёл на лекцию в Гехтах и не пожалел. Хайфский университет - вообще здорово: на горе, в лесу, над заливом, Акко видно, Ливан вырисовывается, Адар в дымке. В музее орган, на подходах – серьёзная выставка турецких карт Ближнего востока. Публика сравнительно молодая: если заседания краеведов - как вечер встречи участников обороны Трои, то про археологию послушать собираются, похоже, кто Трою раскапывал. И – а в шесть вечера это совсем не ерунда – перед залом столики со скатертью, а на них чай, кофе, приличные плюшки, так что, не жалеть, что зашёл, начинаешь ещё до лекции.

Доктор Дэби оказалась главной ответственной за подводную археологию в университете. Она с корабликом из "Мааган Михаэля", с самого начала, и ей совсем не надоело. Рассказывает просто, весело, вырисовывается по-морскому увлекательная история, сейчас расскажу.

* * *
Элиша из Италии прилетел, видит - корабль, на нём полтора метра песка, что делать? Ну, понятно, искать денег, но, если спросят, на что? Расчистили сверху, нашли осколки посуды, пятый век до нашей эры. Ух ты! И древесина в приличной сохранности, не сгнила. Надо откапывать и вытаскивать на сушу.
Аквалангисты сняли песок, оказалось, корабль очень большой: 12 метров в длину. Замерили и сфотографировали под водой всё, что можно, любую деталь и промежуток. Видимо, на кораблике было четыре очень храбрых моряка: столовых приборов нашли четыре – ложки, чашки, кружки. Судя по косточкам, в бортовом меню были маслины, финики, виноград, даже персики – средиземноморская диета, специалисты рекомендуют. Точильный камень, набор плотницких инструментов, 70 глиняных сосудов, часть целые, в том числе, для варки – ребята на борту всё умели (или один был кок, а другой плотник). Красивую коробочку из оливкового дерева в форме сердечка – наверное, для украшений или косметики.

Дно оказалось совсем не облеплено ракушками, значит, корабль утонул вскоре после постройки; аквалангисты клялись, что слышат запах смолы. Сначала считали корабль финикийским, потом склонились к тому, что он с Кипра.

На Кипре ещё в 65-м подняли «Кирению», она стала национальной гордостью, у кого есть кипрские евроценты, поразглядывайте. Израильские археологи пользовались этим опытом, хотя, конечно, наш корабль поценнее (кипрский только 4-го века до н.э., младенец). Работали долго, три сезона, потому что условия были трудные: глубина небольшая, порядка двух метров, поэтому каждый прилив и отлив наносил нового песка, делал воду мутной, из-за тесноты (в самом широком месте - 4 метра) одновременно могли работать только три пары аквалангистов.

Корабль разобрали под водой, вынесли по частям на сушу, загрузили в контейнеры с пресной водой, чтобы древесина не разрушилась, стали разбираться.

Оказалось, наш «Мааган Михаэль» (так его назвали, далее - ММ) очень не похож на другие, на ту же «Кирению», например. По-другому построен, из других материалов, система балласта другая. Он как-то очень сохранно затонул, единственное, что не уцелело – мачта с парусом, видимо, слишком торчали. Ну, и экипаж. У морских археологов была мечта, хуже Атлантиды - однокрюкий якорь, не было ни описаний, ни изображений, а они его как-то вычислили и верили, что докажут. На ММ нашли однокрюкий – из дуба, внутри свинец. Радости и диссертациям не видно конца по сей день.

Дерево корабля в Хайфском университете 7 лет пропитывали для сохранности горячим полиэтиленгликолем (ну, это все помнят, H-(O-CH2-CH2)n–OH), потом стали собирать. «Мааган Михаэль» построен не так, как строят сейчас. Сейчас начинают с каркаса, обшивку, борта, делают в конце, а ММ начали с оболочки, а потом её распирали и наполняли, технология 6-го века до нашей эры. Как это установили – отдельная история, в ней фигурируют шипы, пазы и верёвки (корабль сшивали!). Через три года, в 1999-м, в специально построенном помещении музея Гехтов «Мааган Михаэль» открыли для публики, заходите посмотреть.

К этому месту лекции уже было понятно, что вот эти седые и лысые затылки впереди (я сел в самую середину второго ряда, чтобы вам слайдов нафотографировать), может, Трою и не откапывали, но за корабликом, как Крамаров за шлемом, ныряли. Или его H-(O-CH2-CH2)n–OH пропитывали, или рассчитывали, как мачта крепилась, или вычисляли растение, из которого сделан корабельный канат. Оказалось, что, как в Яд Бен-Цви, в Гехтов приходят причастные к теме лекции, что и атмосфере способствует, и уровень обсуждения поднимает. Ура, получилось! Из зала задавали всякие конкретные вопросы, Деби спрашивала «Такой-то здесь?» и Такой-то объяснял, как всё было. Было круто и весело.

Когда «Мааган Михаэль» открыли для публики, началось самое интересное. Команда, занимавшаяся кораблём с 1985-го, решила не распускаться, а сколотить точно такой же, назвать его «Мааган Михаэль-2» и плавать на нём по Великому Хайфскому морю до самого Кипра или даже в Ашдод. Звучит как излишество, развлечение, но у этого замысла были отличные научные задачи. Понять, как строили такие корабли. Как ими управляли. Как на них жили. Здорово интересно, правда?

«Верфь» устроили в школе ВМФ в Акко, шесть сотрудников штатных, 18 волонтёров. Находили в указанных "Керен а-Каймет" лесах деревья нужной величины и формы и делали из них точные копии досок корабля: вплоть до годовых колец и направления волокон. Выпиленную доску в специальных печах нагревали и изгибали до полной идентичности нужной доске корабля. Вырезали в рёбрах пазы и шипы, пригоняли их друг к другу, закрепляли деревянными гвоздиками.

Нос и корма на ММ были пришиты, привязаны к бортам, надо было установить, из чего сделаны верёвки (Scirpus holoschoenus, камышевидник обыкновенный), научиться делать такие же и научиться пришивать дерево к дереву. После лекции, когда мы пошли рассматривать ММ живьём, один из могучих дедов рассказывал знакомым, как он это придумывал и осуществлял. Куча тонкостей. Ещё нужно было изготовить специальные медные гвозди и научиться их забивать после двойного загиба, подрядчик запросил 50 шекелей за гвоздь, но кто-то посоветовал знакомого кузнеца с распространённым именем Игор, тот гвозди выковал и забил бесплатно.

Якорь на «Мааган Михаэль» был дубовый, дубы в Израиле запрещено рубить законом, но есть одна маленькая рощица в частном владении, хозяину которой можно. Нашли дубок, изгиб которого похожи на изгиб якоря, срубили, вытесали, выдолбили, налили свинца. Короче, всё старались делать в точности до мелочи: из того же материала, в том же порядке, по той же технологии. Судостроители, к которым обращались за консультацией, узнав, что начинают с корпуса, говорили: «Так не строят, сначала начинка!», а надо было построить так – и построили. Что пришлось придумывать – мачту и парус, знали, что паруса были прямоугольные, но размеры пришлось определять самим.

Image Hosted by PiXS.ru

В декабре 2016-го рабочую копию древнего корабля спустили на воду! Зарегистрировали как транспортное средство (получили номера?) и стали плавать. Сначала у нас под окнами – из "Мааган Михаэль" в Хайфу и назад. Потом собрались и доплыли до Акко. В августе 2017-го сплавали уже в Яффо. Теперь собираются, как когда-то сам ММ, побывать на Кипре, и тихонько планируют устроить регату с «Киренией». Смысл этого, при всей весёлой увлекательности, научный.

Дэби в конце лекции вызвала на сцену капитана, и он (понятно, что тоже доктор) объяснял, как непросто понять принципы управления кораблём с прямоугольным парусом. Как туманна сама технология плавания: что делаем при встречном ветре, что в бурю. Что в штиль – просто сидим и перечитываем папирусные инструкции (смартфонов на борту аквалангисты не обнаружили...). Может, как раз вырезаем из оливкового дерева шкатулочку в форме сердца для подруги в далёком Зурбагане? В зале оказалось несколько яхтсменов, делились соображениями.

Нет сомнений, что тем вечером лекция Мейра Бен-Дова в Обществе истории Хайфы тоже была захватывающей (может, кто ходил и поделится...), но вся эта история с откопанным со дна корабликом – просто пир духа.
Tags: Гехт, Хайфа, мой Израиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments