?

Log in

No account? Create an account
ИСТОРИЯ ПРО ДРЕВНЕЙШИЙ КОРАБЛИК, НАЙДЕННЫЙ У БЕРЕГОВ ИЗРАИЛЯ.… - Что такого? Пожала плечами...
Сентябрь 11, 2018
04:03 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
ИСТОРИЯ ПРО ДРЕВНЕЙШИЙ КОРАБЛИК, НАЙДЕННЫЙ У БЕРЕГОВ ИЗРАИЛЯ.

Facebook, ‎Evgeny Cobelev‎.
2 сентября 2018 года.
Затонувший корабль высоко на горе.


Элиша Линдер из Черновцов, ветеран израильской подводной археологии, всю жизнь мечтал найти древний корабль и осенью 1985-го искал его у Сардинии.
А Ами Эшель, его сосед по "Мааган Михаэль", просто пошёл поплавать, задумался, заплыл на 70 метров и увидел под водой что-то большое из дерева. Он позвонил в Италию, сказал: «Элиша, прилетай, твоя лодка здесь». И сейчас в Хайфе на горе Кармель стоит в музее Гехтов самый исследованный в мире древний корабль.

Image Hosted by PiXS.ru

Музей Гехтов вообще очень крут.
В Хайфе, скажем прямо, с достопримечательностями швах, рассказывать есть чего, а показывать нет, и то, что есть, рассыпается и размывается. В таких ситуациях обычно спасают музеи, но почти все музеи в Хайфе... они больше не музеи, а выставочные залы (несомненно, достойные). А в Музее Гехтов финикийская скульптура, Модильяни, Коро, Сутин, фигурки шкодные быков и человечков не хуже, чем в Рокфеллере, и – всемирно знаменитый корабль, про который 30 книг и тысячи статей. Вот куда толпам туристов, а не в бахайские палисадники! (E.C.- Кстати, бахайские "палисадники" называют "вставной челюстью Хайфы"...)


Мы уже ныли, что, ну, в Хайфе наконец придумали ежемесячный лекторий по археологии, так назначили его на то же первое воскресенье месяца, которое уже триста лет занято лекцией общества истории Хайфы, и куда в воскресный день с сестрой моей, всё такое вкусное? В январе было чистое издевательство: в Немецкой Колонии выступал Мейр Бен-Дов, живая легенда археологии, он копал Масаду, Шато Бельвуар, Тель-Арад, Рамат Рахель и восемнадцать лет Офель! Лекция была про морскую торговлю у берегов Хайфы. А наверху другой археолог, доктор Дэби Цвикель, рассказывала про копию корабля из "Мааган Михаэль" и лекция называлась «Поплыли!». Хоть разорвись.

Ну, кого обстоятельства занесли к вечеру воскресенья наверх, тот пошёл на лекцию в Гехтах и не пожалел. Хайфский университет - вообще здорово: на горе, в лесу, над заливом, Акко видно, Ливан вырисовывается, Адар в дымке. В музее орган, на подходах – серьёзная выставка турецких карт Ближнего востока. Публика сравнительно молодая: если заседания краеведов - как вечер встречи участников обороны Трои, то про археологию послушать собираются, похоже, кто Трою раскапывал. И – а в шесть вечера это совсем не ерунда – перед залом столики со скатертью, а на них чай, кофе, приличные плюшки, так что, не жалеть, что зашёл, начинаешь ещё до лекции.

Доктор Дэби оказалась главной ответственной за подводную археологию в университете. Она с корабликом из "Мааган Михаэля", с самого начала, и ей совсем не надоело. Рассказывает просто, весело, вырисовывается по-морскому увлекательная история, сейчас расскажу.

* * *
Элиша из Италии прилетел, видит - корабль, на нём полтора метра песка, что делать? Ну, понятно, искать денег, но, если спросят, на что? Расчистили сверху, нашли осколки посуды, пятый век до нашей эры. Ух ты! И древесина в приличной сохранности, не сгнила. Надо откапывать и вытаскивать на сушу.
Аквалангисты сняли песок, оказалось, корабль очень большой: 12 метров в длину. Замерили и сфотографировали под водой всё, что можно, любую деталь и промежуток. Видимо, на кораблике было четыре очень храбрых моряка: столовых приборов нашли четыре – ложки, чашки, кружки. Судя по косточкам, в бортовом меню были маслины, финики, виноград, даже персики – средиземноморская диета, специалисты рекомендуют. Точильный камень, набор плотницких инструментов, 70 глиняных сосудов, часть целые, в том числе, для варки – ребята на борту всё умели (или один был кок, а другой плотник). Красивую коробочку из оливкового дерева в форме сердечка – наверное, для украшений или косметики.

Дно оказалось совсем не облеплено ракушками, значит, корабль утонул вскоре после постройки; аквалангисты клялись, что слышат запах смолы. Сначала считали корабль финикийским, потом склонились к тому, что он с Кипра.

На Кипре ещё в 65-м подняли «Кирению», она стала национальной гордостью, у кого есть кипрские евроценты, поразглядывайте. Израильские археологи пользовались этим опытом, хотя, конечно, наш корабль поценнее (кипрский только 4-го века до н.э., младенец). Работали долго, три сезона, потому что условия были трудные: глубина небольшая, порядка двух метров, поэтому каждый прилив и отлив наносил нового песка, делал воду мутной, из-за тесноты (в самом широком месте - 4 метра) одновременно могли работать только три пары аквалангистов.

Корабль разобрали под водой, вынесли по частям на сушу, загрузили в контейнеры с пресной водой, чтобы древесина не разрушилась, стали разбираться.

Оказалось, наш «Мааган Михаэль» (так его назвали, далее - ММ) очень не похож на другие, на ту же «Кирению», например. По-другому построен, из других материалов, система балласта другая. Он как-то очень сохранно затонул, единственное, что не уцелело – мачта с парусом, видимо, слишком торчали. Ну, и экипаж. У морских археологов была мечта, хуже Атлантиды - однокрюкий якорь, не было ни описаний, ни изображений, а они его как-то вычислили и верили, что докажут. На ММ нашли однокрюкий – из дуба, внутри свинец. Радости и диссертациям не видно конца по сей день.

Дерево корабля в Хайфском университете 7 лет пропитывали для сохранности горячим полиэтиленгликолем (ну, это все помнят, H-(O-CH2-CH2)n–OH), потом стали собирать. «Мааган Михаэль» построен не так, как строят сейчас. Сейчас начинают с каркаса, обшивку, борта, делают в конце, а ММ начали с оболочки, а потом её распирали и наполняли, технология 6-го века до нашей эры. Как это установили – отдельная история, в ней фигурируют шипы, пазы и верёвки (корабль сшивали!). Через три года, в 1999-м, в специально построенном помещении музея Гехтов «Мааган Михаэль» открыли для публики, заходите посмотреть.

К этому месту лекции уже было понятно, что вот эти седые и лысые затылки впереди (я сел в самую середину второго ряда, чтобы вам слайдов нафотографировать), может, Трою и не откапывали, но за корабликом, как Крамаров за шлемом, ныряли. Или его H-(O-CH2-CH2)n–OH пропитывали, или рассчитывали, как мачта крепилась, или вычисляли растение, из которого сделан корабельный канат. Оказалось, что, как в Яд Бен-Цви, в Гехтов приходят причастные к теме лекции, что и атмосфере способствует, и уровень обсуждения поднимает. Ура, получилось! Из зала задавали всякие конкретные вопросы, Деби спрашивала «Такой-то здесь?» и Такой-то объяснял, как всё было. Было круто и весело.

Когда «Мааган Михаэль» открыли для публики, началось самое интересное. Команда, занимавшаяся кораблём с 1985-го, решила не распускаться, а сколотить точно такой же, назвать его «Мааган Михаэль-2» и плавать на нём по Великому Хайфскому морю до самого Кипра или даже в Ашдод. Звучит как излишество, развлечение, но у этого замысла были отличные научные задачи. Понять, как строили такие корабли. Как ими управляли. Как на них жили. Здорово интересно, правда?

«Верфь» устроили в школе ВМФ в Акко, шесть сотрудников штатных, 18 волонтёров. Находили в указанных "Керен а-Каймет" лесах деревья нужной величины и формы и делали из них точные копии досок корабля: вплоть до годовых колец и направления волокон. Выпиленную доску в специальных печах нагревали и изгибали до полной идентичности нужной доске корабля. Вырезали в рёбрах пазы и шипы, пригоняли их друг к другу, закрепляли деревянными гвоздиками.

Нос и корма на ММ были пришиты, привязаны к бортам, надо было установить, из чего сделаны верёвки (Scirpus holoschoenus, камышевидник обыкновенный), научиться делать такие же и научиться пришивать дерево к дереву. После лекции, когда мы пошли рассматривать ММ живьём, один из могучих дедов рассказывал знакомым, как он это придумывал и осуществлял. Куча тонкостей. Ещё нужно было изготовить специальные медные гвозди и научиться их забивать после двойного загиба, подрядчик запросил 50 шекелей за гвоздь, но кто-то посоветовал знакомого кузнеца с распространённым именем Игор, тот гвозди выковал и забил бесплатно.

Якорь на «Мааган Михаэль» был дубовый, дубы в Израиле запрещено рубить законом, но есть одна маленькая рощица в частном владении, хозяину которой можно. Нашли дубок, изгиб которого похожи на изгиб якоря, срубили, вытесали, выдолбили, налили свинца. Короче, всё старались делать в точности до мелочи: из того же материала, в том же порядке, по той же технологии. Судостроители, к которым обращались за консультацией, узнав, что начинают с корпуса, говорили: «Так не строят, сначала начинка!», а надо было построить так – и построили. Что пришлось придумывать – мачту и парус, знали, что паруса были прямоугольные, но размеры пришлось определять самим.

Image Hosted by PiXS.ru

В декабре 2016-го рабочую копию древнего корабля спустили на воду! Зарегистрировали как транспортное средство (получили номера?) и стали плавать. Сначала у нас под окнами – из "Мааган Михаэль" в Хайфу и назад. Потом собрались и доплыли до Акко. В августе 2017-го сплавали уже в Яффо. Теперь собираются, как когда-то сам ММ, побывать на Кипре, и тихонько планируют устроить регату с «Киренией». Смысл этого, при всей весёлой увлекательности, научный.

Дэби в конце лекции вызвала на сцену капитана, и он (понятно, что тоже доктор) объяснял, как непросто понять принципы управления кораблём с прямоугольным парусом. Как туманна сама технология плавания: что делаем при встречном ветре, что в бурю. Что в штиль – просто сидим и перечитываем папирусные инструкции (смартфонов на борту аквалангисты не обнаружили...). Может, как раз вырезаем из оливкового дерева шкатулочку в форме сердца для подруги в далёком Зурбагане? В зале оказалось несколько яхтсменов, делились соображениями.

Нет сомнений, что тем вечером лекция Мейра Бен-Дова в Обществе истории Хайфы тоже была захватывающей (может, кто ходил и поделится...), но вся эта история с откопанным со дна корабликом – просто пир духа.

Tags: , ,

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:sid75
Date:Сентябрь 11, 2018 02:37 pm
(Link)
Спасибо, Женя! Ничего этого я не знала, хоть и живу в Хайфе уже немало лет. Про ММ и ММ-2 очень интересно. Какое потрясающее терпение надо иметь, чтобы восстановить древнюю лодку, а потом еще и соорудить копию. А про однокрюкий якорь вообще никогда не слыхала.
Бахаи - вставная челюсть Хайфы?! Что-то в этом есть)))
Женечка, о другом: книги мои вам еще нужны или вы передумали?
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Сентябрь 11, 2018 03:15 pm
(Link)
Cпасибо, Дина, за отклик. Конечно, не передумала о книгах. Надеюсь заехать в ближайшее время.
[User Picture]
From:aristopolis
Date:Сентябрь 11, 2018 07:15 pm
(Link)
Пишу несколько не по теме, но уж чересчур категорично здесь сказано о Бахайских садах. На мой взгляд, весь комплекс является украшением города. В Израиле не так много ухоженных садов и парков, чтобы ими пренебрегать.
http://world.lib.ru/editors/e/ewgenija_s/ Разработано LiveJournal.com