?

Log in

No account? Create an account
ЖЕНА "ИЗМЕННИКА РОДИНЫ" история жизни легендарной Наталии Ильиничны… - Что такого? Пожала плечами...
Ноябрь 2, 2018
07:24 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
ЖЕНА "ИЗМЕННИКА РОДИНЫ"
история жизни легендарной Наталии Ильиничны Сац.


В 17 лет она основала Московский театр для детей (современный РАМТ), в 28 – стала первой в мире женщиной-режиссером опер, поставив «Фальстафа» Верди в берлинской «Кролль-опере». А по возвращении в СССР в 1937 году была арестована как жена «изменника Родины». Её мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности. Её ждали 5 лет ГУЛАГе и ссылка. Вернувшись в Москву, в возрасте 61 года, она создала ещё один театр – первый в мире детский музыкальный театр, который носит сейчас её имя: Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац.

Image Hosted by PiXS.ru

Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в семье виолончелиста и композитора Ильи Саца и певицы Анны Щастной. В 1904 году семья переехала в Москву, где Илья Сац получил должность заведующего музыкальной частью и дирижера Московского Художественного театра.

Её с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов, Константин Станиславский, Евгений Вахтангов и другие деятели искусства.


А её театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год. В 1905 году Всеволод Мейерхольд ставил во МХАТе пьесу Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля», музыку к которой поручил написать Илье Сацу. По замыслу Мейерхольда в кульминационный момент пьесы в музыке должны были появиться звуки плача новорожденного, но ни режиссера, ни самого композитора категорически не устраивали ни инструментальная имитация плача, ни попытки актеров и музыкантов изобразить его — Сац искал максимальной правдивости звучания. И вдруг во время генерального прогона он сорвался домой и вернулся с укутанной в одеяло Наташей. Дирижер положил дочь на стулья возле пульта и начал репетицию, а в тот самый кульминационный момент дал девочке бутылочку с прикормом — и тут же отнял. Наташа расплакалась, «закричала на полную мощь». Мейерхольд был в восторге, а вот Анна, мать новой звезды МХАТа, — нет.

Image Hosted by PiXS.ru

Подростком Наталия занималась в Драматической студии имени Грибоедова, в 1917 году окончила музыкальный колледж имени Александра Скрябина, а спустя год, когда Сац было всего лишь 15 лет, она получила должность заведующей детским сектором в Театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих депутатов. Именно по инициативе Сац в России появился первый детский театр — Детский театр Моссовета.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого призвания».

Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии — и ей это удалось.

Image Hosted by PiXS.ru

Image Hosted by PiXS.ru

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере».

Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер — и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем.

Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя».

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности.

Image Hosted by PiXS.ru

В тюрьме у нее случился выкидыш, она перенесла частичный паралич, попала в инвалидный дом. Спасла мать, которая привезла ей в Сиблаг посылку и концертное платье, чтобы дочь и здесь могла служить искусству. Наталия организовала хоровой кружок, стала ставить спектакли.

В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1953 году находясь в ссылке, Наталия Сац получила высшее образование: заочно окончила театроведческий факультет ГИТИСа, впоследствии защитила диссертацию и стала кандидатом искусствоведения. С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года была его профессором.

Вернувшись в Москву, Наталия уже не смогла занять прежнюю должность. Она руководила Всероссийским гастрольным театром, затем детским отделением Мосэстрады.

Image Hosted by PiXS.ru

В 1964 году Наталия Сац создала первый в мире Московский детский музыкальный театр, который носит сейчас её имя. В 1979 году он переехал в специально для него спроектированное здание на Проспекте Вернадского, увенчанное скульптурой Синей птицы. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

Наталия Сац трижды была замужем, любовь была для нее источником вдохновения. Ее спутниками жизни были педагог, писатель и режиссер Сергей Розанов (1894 - 1957), торгпред СССР в Польше Николай Попов (1892 - 1977), народный комиссар внутренней торговли СССР Израиль Вейцер (1889 - 1938). Она родила троих детей: Адриана, Роксану и Илью. Причем до последнего момента работала, и в родильный дом ее приходилось увозить чуть ли не с репетиций.

Адриан Сергеевич Розанов (1923-1996) после реабилитации матери остался жить в Казахстане, работал журналистом. Роксана Николаевна Сац - заведующая литературной частью Московского музыкального театра имени Наталии Сац, член художественной коллегии театра, вице‑президент Фонда имени Наталии Сац. Младший сын — Илья Сац (род. 1946 год), живёт в Канаде.

Image Hosted by PiXS.ru

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе, основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Наталия Сац ушла из жизни 18 декабря 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Image Hosted by PiXS.ru

https://bessmertnybarak.ru/article/zhena_izmennika_rodiny/?fbclid=IwAR1d1kj3haJhOsEmbdhJ5NmcSqWJ6ZOk9qe9Snwg4z6ZLS_HEmAckV6hoEk

Tags: , , , ,

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
From:Arkady Shao
Date:Ноябрь 2, 2018 09:21 am
(Link)
очень жаль, что жизнь этой выдающейся женщины и режиссёра описана строками, посвященной ей статьи из проекта *бессмертный барак*..
Хочется надеяться, что придёт время---*Я уверен, придет тот день, когда на Кремлевской стене вместо фамилий палачей появятся доски с фамилиями тех, кого загубил красный террор и сталинский режим. Этот проект — шаг к такому дню. Редактор «Бессмертного барака» Андрей Шалаев*
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Ноябрь 3, 2018 10:11 am
(Link)
Да, "Бессмертный барак" это замечательный проект, я его с большим интересом отслеживаю в Facebook. А насчёт досок с именами жертв красного террора... никаких досок нехватит, ибо количество загубленных - миллионы, мириады! Разве что исписать именами все кремлёвские стены снаружи и внутри. Но в путинской России покаяние на государственном уровне не предвидится, идёт постыдный процесс героизации палачей - и тех, кто был у власти, и мелких вертухаев.
[User Picture]
From:jennyferd
Date:Ноябрь 3, 2018 10:26 am
(Link)
Знаете, Аркадий, мне довелось много лет назад, ещё до отъезда в Израиль, прочитать автобиографическую книгу этой великой женщины. Она стала организатором детского театра в СССР ещё в совсем молодом возрасте. Дочь выдающегося музыканта Ильи Саца, она была одарена многими талантами, сотрудничала с мировыми музыкантами, ездила по миру... Но как это было в проклятое сталинское время, жизнь её пошла под откос, и она попала в Рыбинский концлагерь. В книге она пронзительно описала этот жутчайший период своей жизни.

А потом как трудно было восстановить силы, когда доступ в Москву ей был запрещён. Но ведь буквально возникла из пепла, и не было государственной премии и высокого звания, которые бы она не обрела во вторую половину жизни. А созданный ею Музыкальный детский театр вообще достоин книги Гиннеса.
http://world.lib.ru/editors/e/ewgenija_s/ Разработано LiveJournal.com