Наступал последний вечер Хануки, и я отправилась на юг - в Арад. Там моя дочка волонтерит (год волонтерской службы перед армией) в составе молодежной группы "Цамерет". Они занимаются там с трудными подростками - помогают с уроками в школе и ведут кружки по вечерам. Живут при этом в довольно спартанских условиях в самом проблемном квартале города...
И вот мы - родители - сговорились устроить нашим сюрприз. Нагрянули к ним вечером, привезли вкусной домашней еды и вместе отпраздновали Восьмую свечу. Не знаю, ребят специально подбирали таким образом в эту программу или это вышло случайно, но за столом у нас получился некий срез израильского общества.
Итак, прибыло шесть семей:
1) "сабры" из Северного Тель-Авива,
2) киббуцники из Изрээльской долины
3) "американцы" из Иерусалима
4) профессорская семья сефардов из Реховота
5) "эфиопская" семья из Иерусалима
6) и мы - "русские" поселенцы из Гуш-Эциона.
(Дальше всех для простоты буду называть без кавычек).
И, несмотря на то, что в кипе был только папа-эфиоп, а в головных уборах - только я и мама-эфиопка, все остальные были как бы нерелигиозные или даже вовсе атеисты, но все с удовольствием кричали на браху "амен" и пели ханукальные песни. Да, и кошерное меню мы специально согласовали, чтобы не задеть никого: среди нас были веганы, одна девочка не может есть мучное, а 3 семьи из 6 соблюдают кашрут. И у нас всё получилось красиво, и каждому нашлось что-то вкусное. Мы сидели тесным кружком в маленьком салоне, угощали друг друга, пели израильские песни, обнимали наших чудесных детей... И я про себя потихоньку удивлялась, что за весь вечер никто ни слова не сказал о политике - а это в нашей стране большая редкость!
Все это было удивительно трогательно и прекрасно. Но меня не покидала грусть: ко всем ведь приехали и мама, и папа... И только на мою Шошану-Сонечку ее папа смотрит оттуда - из лучшего мира - но он, конечно же, тоже гордится нашей девочкой...
А потом была дорога домой. Мой путь из Арада лежал через лес Ятир и Хевронское нагорье. Места там глухие - едешь во тьме, а той ночью - ни одной машины не догнала и ни одной навстречу. Порой по сторонам дороги там и сям промелькивали издали тускло-зелёными огнями "ёлки" мечетей... Изредка вдруг перекрёстки озарялись ярким светом - и на пригорках показывались подсвеченные тёплыми желтыми фонарями дома еврейских поселений... А дальше - снова кромешная черная дорога. Жутковато проезжать там ночью одной, не скрою... Но для чего же музыка? - и для чего же подборка любимых дорожных песен?!
Когда я выехала на 60-е шоссе - переключила приемник на новости. И только тогда услышала про теракт возле Офры... И про то, что ранена двадцатилетняя беременная женщина и ее муж. И сразу же сообщение из больницы: ребенка удалось спасти, хотя женщина была на седьмом месяце...
И тут я доехала до очередного поселения и остановилась. Я не плакала, нет. Просто не могла дальше ехать.
...В голове стучало. Думала про ТОТ теракт 2002 года, в котором убили моего Аркашу и нашего соседа Абрама. В той машине тоже была ранена наша беременная соседка - дочь Абрама. Врачи тогда успели сделать ей кесарево и спасли жизни - ее и новорожденной девочки. Сейчас этой девочке 16 лет.
Когда руки перестали дрожать, я снова вывела машину на дорогу и весь оставшийся путь молила Всевышнего - за этого малыша, за его маму Ширу-Яэль и за его папу Амихая - пусть они будут все спасены, пусть живут долго и счастливо. Пусть вылечатся и все остальные раненые.
И пусть возмездие настигнет тех злобных выродков, которые опять - в который уже раз - стреляли по безоружным людям - просто стоявшим на автобусной остановке. Пусть стрелявших тварей найдут поскорее - и пусть свершится настоящее возмездие: смертная казнь террористам, чтобы убийцы уже прекратили быть уверенными, что они могут безнаказанно нас убивать.
Они - поклоняются смерти.
Мы - верим в Жизнь.
И да: наши теплые огни должны победить недобрую мрачную тьму племени людоедов.
Всевышний, пожалуйста, храни наших детей.