Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Categories:
МЕНОРА.
Автор - Юлия Познянская, экскурсовод.
vlad_yulia

Проводя свои индивидуальные экскурсии по Иерусалиму, я обязательно останавливаюсь на обзорной площадке над Стеной Плача и рассказываю о стоящем там золотом семисвечнике – Меноре. Само это слово «менора» и означает на иврите «светильник». Менора – один из древнейших символов иудаизма. Этот символ существует только в еврейской традиции. Поэтому Менора и стала гербом нашего возрожденного государства.



Подобный семисвечник некогда горел в Иерусалимском Храме.

Что же символизирует Менора? На эту тему, как, впрочем, и на любые другие, у евреев есть множество толкований, подчас весьма замысловатых. Считается, что Менора – это символ семи дней Творения. Шесть изогнутых ветвей Меноры символизируют шесть дней, в течение которых Господь творил мир, а средняя – седьмой день, когда Он отдыхал. Неужто Всемогущий устал и Ему понадобился отдых?

Конечно, нет. Но, завершив Свою работу, Он показал нам, что раз в семь дней надо остановиться, перестать суетиться, дать покой себе и своим близким, уделить время своей семье. Так и появилась семидневная неделя, завершающаяся выходным днем. И именно из недель, как из кирпичиков, строится любой календарь.

Календарь – вещь сугубо религиозная. Евреи считают время от сотворения мира, христиане – от Рождества Христова, причем католики и православные немного по-разному, а мусульмане – от переселения пророка Магомета из Мекки в Медину. Но если говорить об астрономическом понимании времени, то год – это период обращения Земли вокруг Солнца, а месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Еврейский календарь лунно-солнечный, христианский солнечный, а мусульманский лунный. Но во всех них существует семидневный цикл – неделя – который никак не привязан к астрономии и имеет чисто религиозный смысл. И поэтому все антиклерикальные революции пытались избавиться именно от недели. После Великой французской революции был принят республиканский календарь с делением времени на десятидневки – декады. В конце 20-х годов в Советском Союзе пытались перейти на пятидневную рабочую неделю. При этом в обоих случаях отменялся общий, единый для всех выходной день. И в обоих случаях все это оказалось крайне неудобным и непопулярным, и пришлось вернуться к «Божественной» седмице. Потому что это самый органичный для трудового человека цикл.

Вот семиствольная Менора и символизирует Господню заповедь, чтобы мы не только работали, но и отдыхали. Нельзя все время без передышки гнаться за материальными благами, нужно оставить время и для духовного роста. Причем не только для себя, но и для всех окружающих.

Как гласит четвертая заповедь Декалога (Исход 20:8-11):

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».


Считается, что золотая Менора вместе с другой храмовой утварью была унесена римлянами после разрушения Храма в 70 году н.э. Из Рима она, возможно, была похищена вандалами в 5 веке и вывезена в Карфаген, а в 6 веке оттуда попала в Константинополь. А потом то ли была переплавлена в Византии, то ли возвращена в Иерусалим и переплавлена уже здесь. То ли вообще утонула во время кораблекрушения при очередной перевозке. Cледы ее теряются в веках.



Но вот уже более четверти века в Иерусалиме существует Институт Храма, в котором подробнейшим образом изучается все, что с ним связано, в том числе и храмовая утварь. По инициативе руководителя этого института и при финансовой поддержке одного олигарха была изготовлена копия Меноры, которую и установили напротив Храмовой горы. И когда придет Мессия, нам будет что занести в восстановленный Храм. Ну, а кто занесет, ясно. Ведь люди с фамилией Леви, Левинский, Левитан и тому подобными – потомки священников, 40 лет носивших Менору по пустыне. И есть, кому ее зажечь, потому что те, кто носит фамилию Коган, Каганский, Кац и все прочие вариации на эту тему – потомки первосвященников, возжигавших масло в храмовом светильнике.
Tags: Иерусалим, еврейская мудрость, мой Израиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments