Евгения Соколов (jennyferd) wrote,
Евгения Соколов
jennyferd

Category:
Не могу не напомнить, что два года назад, 21 мая 2018 года, скончался великий кинорежиссёр 20-ого века Александр Яковлевич Аскольдов. Он умер в Швеции, в доме дочери, на 86 году жизни. В России его уход подчёркнуто не заметили. Я помню, как искала известие о его кончине хотя бы на одном российском телевизионном канале, хоть один некролог! Не удостоили! Нашла только прощальную статью на сайте "Московского комсомольца" -
--------------
------------------------
УМЕР АЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ - СОЗДАТЕЛЬ ВЕЛИКОГО ФИЛЬМА.
ПРОЩАЙ, КОМИССАР.
Автор - Александр Минкин.
21.05.2018 MK.RU


Он умер и унёс с собой невероятное количество невероятных историй про нас. Про то, кто и как делал советскую культуру, литературу, кино и политику.

Он умер и оставил нам всего один, но по истине исторический фильм «Комиссар». Этот художественный фильм о Гражданской войне стал жертвой идеологической войны. А может быть (ещё обиднее) — жертвой завистников, доносчиков и чиновников, которые идеологией прикрывают свою подлую трусость.

В 1937 году — когда ему было 5 лет — арестовали его отца.
В 1967 году — когда ему было 35 — арестовали его фильм.

«Комиссар» (снятый по мотивам рассказа Василия Гроссмана) был запрещён и уничтожен. Но Аскольдов успел украсть с киностудии одну копию. Но те, кто об этом знал, не выдали, не продали. Иначе его бы ещё и посадили за хищение государственной собственности.



И у других режиссёров случалось, что фильм клали на полку, но им всё же давали снимать следующие. «Случай Аскольдова» — иной. Ему навсегда запретили быть режиссёром; выгнали с работы, что называется, с волчьим билетом. Больше фильмов он не снял.

В 1987 году — когда ему было 55 — Перестройка и Гласность изменили судьбу. Старую плёнку подреставрировали, пропавшие сцены досняли, и «Комиссар» стремительно завоевал мир.

Кроме потрясающего сюжета времён Гражданской войны, кроме блестящей режиссуры (а это был дебютный фильм Аскольдова) зрителей покорили гениальные актерские работы: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Василий Шукшин...



Награды хлынули золотым дождём:

— «Серебряный медведь» — Берлинский кинофестиваль;

— приз ФИПРЕССИ и другие;

— четыре «Ники»: лучшая мужская роль — Ролан Быков; лучшая роль второго плана — Раиса Недашковская; лучшая операторская работа — Валерий Гинзбург; лучшая музыка — Альфред Шнитке;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, Израиль;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, Франция;

— Гран-при. Международный кинофестиваль, США;

— номинация на «Оскар»;

— «Фильм года» в ФРГ, Швейцарии, Швеции, ГДР;

— торжественный показ в Конгрессе США;

Нонна Мордюкова за роль в «Комиссаре» названа одной из десяти лучших актрис ХХ века (Британская энциклопедия, Лондон).

Кроме знаменитых актёров в «Комиссаре» замечательно сыграли совсем маленькие дети. Смешной, трогательный и жуткий кадр: по улице городка грохочут пушки, а на обочине писает чумазая мелюзга в рубашонках до пупа. План длится долго, чуть ли не целую минуту; камера переводит взгляд с огромных пушечных стволов на крошечные детские (не знаю, как сказать)... и зритель начинает понимать, что скоро этим детям конец. Кто видел — не забудет, кто не видел — посмотрите; Голливуду такого не снять никогда.

Через месяц Аскольдову исполнилось бы 86. Он умер и унёс с собой невероятное количество невероятных историй про то, кто и как ворочал тут культурой, литературой, кино и политикой. Про то, кто и как ворочал нашей жизнью.

Те, кто бывало сидели у него за столом, каждый раз жалели, что нет в руках ни видеокамеры, ни магнитофона. При каждой встрече он рассказывал потрясающие истории (каждая — готовое кино) и обещал дать для печати хоть небольшой фрагмент мемуаров. Но каждый раз, когда поддатые гости начинают прощаться, Аскольдов говорил: "Не сейчас. В другой раз". И так годами. Зла не хватало...

Юрий Норштейн бесконечно его уговаривал: «Саша, давай я поставлю камеру, всё запишется, хоть сто часов». А в ответ опять: "Не сейчас. В другой раз".

Всё. Другого раза не будет. Но остались его записи, его архив. Если хоть часть будет опубликована, мы в тот момент с запоздалой горечью поймём, какого человека потеряли. Человека, которому злая судьба не дала работать, но снять «Комиссара» всё же дала.
Tags: Аскольдов, Россия, личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment