Поклонники ушли на джонках в море.
Очухался маленько чемпион,
Про всё, что надо, высказался он
И укатил с почётом в санаторий.
Вл.Высоцкий
Это четверостишие приведено в книге Виктора Львовича Корчного
"Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца."
------------
Сегодня Всемирный день шахмат. Посвящаю его памяти выдающегося шахматиста современности Виктора Львовича Корчного, скончавшегося в июне 2016 года в Швейцарии в 85 лет.
Эту игру в СССР называли "еврейским боксом"
Никто в мире столько не сделал для развития шахматной теории и не внёс в мировую историю шахмат 20 века такого вклада, как евреи.
Стейниц (1ый чемпион мира), Ласкер (2ой чемпион), Ботвинник (6ой чемпион), Смыслов (наполовину еврей, 7ой чемпион), Михаил Таль (8ой чемпион), Фишер (9ый чемпион ), Каспаров (13ый чемпион мира)... Выдающиеся шахматистки - три сестры-еврейки Жужа, Софья и Юдит Полгар. Самуил Решевский (польский еврей) восемь раз становился чемпионом США.
Для советских евреев на слуху были имена гроссмейстеров Давида Бронштейна, Болеславского, Геллера, Марка Тайманова, Авербаха, Полугаевского... Об их участии в чемпионатах СССР и мира была постоянная информация, их поддерживали материально как всех видных шахматистов страны. И Гельфанда, вероятно, поддерживали до его отъезда в Израиль.
Но великий шахматист Виктор Корчной - фигура отдельная, неблаговидная для СССР, даже трагичная, хотя он много раз становился чемпионом страны.
При Корчном в СССР шахматы стали делом государственной важности. Ведь не порядок, если чемнионом мира станет еврей. О ходе матчей на первенство мира руководителям Советского Союза докладывали по прямому проводу - как будто это сводки с полей сражений. Государство тратило колоссальные деньги на поддержку Карпова, в том числе на обслуживающих его врачей и психологов. Советские гроссмейстеры обязаны были делать разборы прошедших партий и заготовки для новых партий, которые сообщались Карпову. Слежка за Корчным и членами его семьи была обычным делом.
-----
Когда Корчной покинул Советский Союз, его имя запрещалось произносить, а во время поединка с Карповым в Багио в СССР его называли не по имени, а как “претендент”.
И вот они сидят: один — кумир народа,
Что пьет кефир в критический момент.
Другой — злодей без племени и рода,
С презрительною кличкой “претендент”.